Рычаг декомпрессора (13) [рис. 1] дизельного двигателя Д-108 располагается на блоке (с левой стороны) над стартером СТ-204 пускового двигателя П-23. Положение рычага декомпрессора фиксируется стопором, который входит в пазы, имеющиеся на секторе кронштейна рычага. Посредством механизма декомпрессора осуществляется снижение компрессии в цилиндрах дизельного двигателя Д-108, что облегчает его проворачивание при пуске.
Рис. 1. Органы управления двигателем Д-108 трактора Т-100М.
1) – Рычаг муфты сцепления пускового двигателя;
2) – Выключатель зажигания;
3) – Защёлка рычага регулятора;
4) – Запорный вентиль;
5) – Валик пусковой рукоятки;
6) – Рычаг регулятора;
7) – Тяга дроссельной заслонки;
8) – Ускорительный насос карбюратора;
9) – Рычаг воздушной заслонки;
10) – Рычаг заслонки воздухоочистителя «Зима/Лето»;
11) – Рычаг заслонки автозаправки;
12) – Рычаг акселератора;
13) – Рычаг декомпрессора;
14) – Стопор;
15) – Защёлка;
16) – Тяга к рычагу регулятора;
17) – Рычаг механизма включения шестерни привода;
18) – Рычаг включения стартера;
19) – Рычаг редуктора пускового двигателя.
При положении рычага декомпрессора «Пуск» механизм компрессора приоткрывает всасывающие клапаны во всех цилиндрах. При положении «рабочее» механизм декомпрессора не воздействует на клапаны. Положение «Половина» не используется на тракторах Т-100М.