Ускорительный насос предназначен для обогащения смеси при резком открытии дроссельной заслонки и увеличении нагрузки на двигатель. Ускорительный насос карбюратора может иметь механический либо вакуумный привод.
Ускорительный насос с механическим приводом показан на [рис. 1, б)]. При закрытой дроссельной заслонке (9) поршень (13) устанавливается в верхнее положение через жёсткую связь. Через шариковый обратный клапан (12) топливо заполняет цилиндр насоса. Нагнетательный клапан (7) в данном положении закрывает седло под воздействием собственной силы тяжести, тем самым перекрывая доступ воздуха через распылитель (5) насоса в поплавковую камеру (1).
Рис. 1. Схемы обогатительных устройств карбюраторов.
а) – Схема экономайзера с механическим приводом:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода клапана экономайзера;
3) – Толкатель клапана экономайзера;
4) – Дроссельная заслонка;
5) – Рычаг дроссельной заслонки;
6) – Жиклёр экономайзера;
7) – Шток привода клапана экономайзера;
8) – Клапан экономайзера;
б) – Схема эконостата и ускорительного насоса:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода ускорительного насоса;
3) – Жиклёр эконостата;
4) – Распылитель эконостата;
5) – Жиклёр ускорительного насоса;
6) – Распылитель ускорительного насоса;
7) – Нагнетательный клапан;
8) – Топливный канал;
9) – Дроссельная заслонка;
10) – Рычаг дроссельной заслонки;
11) – Шток привода ускорительного насоса;
12) – Обратный клапан;
13) – Поршень ускорительного насоса;
14) – Пружина поршня;
в) – Схема пускового устройства:
1) – Воздушная заслонка;
2) – Пружина клапана;
2) – Предохранительный клапан;
4) – Дроссельная заслонка.
При резком открытии дроссельной заслонки рычаг (10) через шток (11) планку (2) действует на пружину (14), которая сжимается, и поршень (13) под действием её силы тяжести движется вниз. В цилиндре насоса под поршнем создаётся давление, вследствие чего закрывается обратный клапан. В результате этого топливо перетекает по каналу (8) и открывает нагнетательный клапан (7), а затем впрыскивается через жиклёр (5) в смесительную камеру карбюратора, что приводит к обогащению смеси.
В вышеописанной конструкции ускорительного насоса привод выполнен таким образом, чтобы в начальные моменты открытия дроссельной заслонки ход поршня был больше, чем в середине открытия, что позволяет компенсировать обеднение смеси в начальный период. Помимо этого, в большей части насосов усилие от планки (2) на поршень насоса передаётся через пружину, что позволяет увеличить время впрыска топлива (затяжной впрыск) и защитить детали привода от поломки, так как малый диаметр жиклёра (5) при очень резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой может привести к значительному росту противодавления в цилиндре насоса, которое способно привести к деформации тяг.