Между внутренними кольцами конических роликоподшипников (22) [рис. 1] и (25) установлены распорное кольцо (23) и прокладки (24), которыми регулируется затяжка конических роликоподшипников (толщина прокладок – 0,15; 0,20 и 0,25 мм).
Рис. 1. Задний мост автомобиля ГАЗ-53А.
1) – Картер заднего моста;
2) – Сапун;
3) – Пробка;
4) – Пружина;
5) – Тарелка;
6) – Болт;
7) – Маслосъёмная трубка;
8) – Канал;
9) – Канал;
10) – Маслоулавливатель;
11) – Сателлит;
12) – Винт упора;
13) – Опорная шайба сателлитов;
14) – Муфта подшипников;
15) – Крышка;
16) – Регулировочная прокладка;
17) – Сальник;
18) – Фланец;
19) – Корончатая гайка;
20) – Ведущая шестерня;
21) – Маслосгонное кольцо;
22) – Конический роликоподшипник;
23) – Распорное кольцо;
24) – Регулировочная прокладка;
25) – Конический роликоподшипник;
26) – Пробка;
27) – Цилиндрический роликоподшипник;
28) – Стопорное кольцо;
29) – Картер редуктора;
30) – Полуось;
31) – Крестовина;
32) – Ведомая шестерня;
33) – Опорная шайба шестерни полуоси;
34) – Шестерня полуоси;
35) – Конический роликоподшипник;
36) – Регулировочная гайка;
37) – Болт крепления ведомой шестерни;
38) – Ступица коробки сателлитов;
39) – Фланец;
40) – Болт.
Через шайбу гайкой (19) затягиваются детали, установленные на ведущей шестерне. Посредством фланца (18) ведущая шестерня соединяется с задним концом карданной передачи. К фланцу приварен отражатель, защищающий сальник от повреждений.
Для регулировки положения ведущей шестерни в процессе замены изношенных шестерён главной передачи между торцами муфты (14) и картера (29) редуктора на заводе устанавливается пакет регулировочных прокладок (общая толщина – 1,5 мм).
На фланце ведомой шестерни выполнено 12 равномерно расположенных отверстий для болтов крепления шестерён к коробке сателлитов (11).
Подшипники ведущей шестерни принудительно смазываются через специальное устройство, в состав которого входит маслосъёмная трубка (7), свободно установленная в отверстие картера редуктора и застопоренная болтом (6), тарелка (5), пружина (4), резьбовая пробка (3), каналы (8) и (9). Трубка (7), соприкасаясь с поверхностью ведомой шестерни, собирает увлекаемое ею масло. По верхнему каналу (8) масло подводится к подшипникам, а по нижнему (9) отводится от них.
При больших нагрузках на задний мост автомобиля ГАЗ-53А ведомая шестерня отжимается ведущей шестернёй. При этом нарушается правильное зацепление зубьев шестерён. Для ограничения отхода зубьев ведомой шестерни от зубьев ведущей в картере редуктора установлен упор. В состав упора входит стальной винт (12), втулки и контргайки. В случае необходимости регулировки (при ослаблении гайки) регулировочный винт следует завернуть, после чего отвернуть на 1/6 оборота и законтрить гайкой. Масло в задний мост заливается через контрольное отверстие, закрытое пробкой (26).
Для предотвращения повышения давления внутри заднего моста при загрязнении в картере установлен сапун (2), который соединяет внутреннюю полость с атмосферой.