Пневмоусилитель привода управления сцеплением автомобиля КамАЗ предназначен для снижения усилия на педали сцепления за счёт использования энергии сжатого воздуха. Он смонтирован на картере сцепления. Пневмоусилитель включает в себя передний (29) корпус [рис. 1] и задний (37) корпус, поршень (36) выключения сцепления с толкателем (3), пневматический поршень (25), исполнительный поршень (8), диафрагму (38) редуктора и сдвоенный клапан (21) редуктора. Передний и задний корпуса соединены между собой через прокладку-диафрагму болтами (28).
Рис. 1. Пневмоусилитель привода управления сцеплением автомобиля КамАЗ.
1) – Сферическая гайка толкателя;
2) – Контргайка;
3) – Толкатель поршня;
4) – Защитный чехол;
5) – Стопорное кольцо;
6) – Уплотнение поршня;
7) – Уплотнительное кольцо;
8) – Поршень следящего устройства;
9) – Перепускной клапан;
10) – Колпачок;
11) – Уплотнитель выпускного отверстия;
12) – Крышка выпускного отверстия;
13) – Винт;
14) – Седло диафрагмы;
15) – Уплотнительное кольцо;
16) – Пружинная шайба;
17) – Болт;
18) – Пружина диафрагмы;
19) – Пробка;
20) – Седло;
21) – Клапан редуктора;
22) – Крышка подвода воздуха;
23) – Болт;
24) – Упорное кольцо;
25) – Поршень;
26) – Прокладка;
27) – Пробка;
28) – Болт;
29) – Передний корпус;
30) – Пружина пневматического поршня;
31) – Шайба;
32) – Манжета;
33) – Распорная втулка;
34) – Распорная пружина;
35) – Втулка;
36) – Поршень выключения сцепления;
37) – Задний корпус;
38) – Прокладка-диафрагма;
39) – Канал;
40) – Пружина.
В переднем корпусе (29) пневмоусилителя расточена пара отверстий: нижнее большего диаметра служит для установки и перемещения поршня (25), верхнее ступенчатое – предназначено для установки механизма следящего действия – клапана (21), седла диафрагмы (14) с пружиной (18). Полость клапана редуктора верхнего отверстия и подпоршневое пространство пневматического поршня нижнего отверстия соединены между собой каналом (39). Верхнее отверстие со стороны клапана редуктора закрыто крышкой (22) подвода сжатого воздуха. Пробка (27) в задней стенке гидроцилиндра используется для слива конденсата.
В заднем корпусе (37) пневмоусилителя расточена пара отверстий: нижнее и верхнее. Нижнее является цилиндром поршня (36) выключения сцепления. Со стороны переднего корпуса в отверстие установлено и зафиксировано уплотнение поршня.
С наружной стороны на поршне предусмотрено сферическое отверстие, которое служит для установки толкателя (3), размещаемого в гнезде вилки выключения сцепления. В верхнем отверстии расположен исполнительный поршень (8) гидравлической системы привода. Полости данного поршня и поршня выключения сцепления соединены каналом.