Значительное время года тракторы и автомобили эксплуатируются в условиях запылённого воздуха, которые имеют прямую зависимость не только от метеорологических и климатических условий, но также и от состояния и типа дороги, интенсивности и скорости и движения транспорта, конструкции ходовой части машин и прочего. Как правило, основные детали ДВС, а именно цилиндропоршневая группа, изнашиваются вследствие попадания частиц пыли вместе с воздухом в цилиндры двигателя, что является причиной абразивного износа.
Воздушный фильтр либо воздухоочиститель предназначен для задержки в воздушном потоке (перед карбюратором) частиц пыли. Помимо очистки воздуха воздухоочиститель также снижает шум воздушного потока непосредственно на впуске в ДВС. Исправный воздушный фильтр задерживает порядка 95% пыли, но вместе с тем он создаёт проходящему воздуху сопротивление, за счёт чего снижается мощность ДВС. Мощностные потери двигателя компенсируются за счёт уменьшения износа цилиндропоршневой группы.
Широкое распространение на карбюраторных (автомобильных) ДВС получили два типа воздухоочистителей:
1) – инерционно-масляные воздухоочистители;
2) – сухие воздухоочистители, оснащённые бумажным фильтрующим элементом.
Впускные трубопроводы (2) [рис. 1] используются для подвода горючей смеси к цилиндрам ДВС от карбюратора. Как правило, они изготавливаются из алюминиевого сплава. В основе впускного трубопровода лежит сложная отливка, количество каналов которой равно количеству цилиндров ДВС. С целью лучшего наполнения цилиндров горючей смесью необходимо чтобы у впускных трубопроводов было минимальное сопротивление. Поэтому их каналы выполняются максимально возможного сечения, а переходы плавными.
Рис. 1. Схема системы питания двигателя ЗИЛ-130.
1) – Воздухоочиститель;
2) – Впускной трубопровод;
3) – Топливопровод;
4) – Топливный бак;
5) – Фильтр-отстойник;
6) – Глушитель;
7) – Выпускной трубопровод;
8) – Фильтр тонкой очистки топлива;
9) – Карбюратор;
10) – Топливоподкачивающий насос;
11) – Паровоздушный клапан заливной горловины;
12) – Указатель уровня топлива;
13) – Поплавковый датчик уровня топлива;
14) – Фильтр топливного бака.
Устройство для подогрева рабочей смеси требуется из-за того, что не всё топливо поступает в цилиндры ДВС в виде паров либо в мелкораспылённом состоянии. Осаждающаяся в виде плёнки на стенках впускного трубопровода часть топлива поступает в цилиндры неравномерно, тем самым нарушая состав горючей смеси. Эффективно разрушать топливную плёнку позволяет подогрев впускного трубопровода, его средней части, за счёт горячей жидкости системы охлаждения либо отработавших газов. В первом случае для этого применяется камера жидкостного подогрева (ДВС автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А), которая соединена с жидкостной рубашкой системы охлаждения, а во втором – газовая (ДВС автомобиля «Волга» ГАЗ-24).
Для предотвращения ухудшения наполнения горючей смесью цилиндров и снижения мощности ДВС за счёт излишнего подогрева впускного трубопровода в условиях высоких температур окружающего воздуха предусмотрено регулирование интенсивности подогрева в газовых камерах посредством изменения объёма проходящих через камеру газов [рис. 2].
Рис. 2. Схема устройства подогрева горючей смеси ДВС ЗМЗ-24.
А) – Впускной и выпускной трубопроводы;
Б) – Положение заслонки, соответствующее наименьшему подогреву смеси;
В) – Положение заслонки, соответствующее наибольшему подогреву смеси;
1) – Впускной трубопровод;
2) – Прилив для установки карбюратора;
3) – Отверстие для вакуумного усилителя тормозов;
4) – Прокладка;
5) – Выпускной трубопровод;
6) – Сектор регулировки подогрева;
7) – Стопорная шпилька и гайка;
8) – Заслонка.
Выпускные трубопроводы (7) [рис. 1] предназначены для отвода из цилиндров ДВС отработавших газов. Выпускные трубопроводы изготавливаются из чугуна.
Как правило, у рядных ДВС впускной и выпускной трубопроводы монтируются вместе с одной стороны двигателя. У V-образных двигателей обычно впускной трубопровод размещён между головками блока, а пара выпускных трубопроводов устанавливается с наружных сторон головок блока.
Глушитель (6) служит для снижения шума в процессе выпуска отработавших газов из ДВС. В его основе лежит корпус овальной либо цилиндрической формы (выполнен из жаропрочной стали), внутри которого размещена труба, имеющая большое количество отверстий, а также несколько поперечных перегородок. Глушитель действует за счёт расширения газов: газы выходят из внутренней трубы и попадают в корпус глушителя, где изменяют направление, проходят между перегородками и на выходе тормозятся. Глушители легковых автомобилей выполняются из пары элементов:
1) – предварительный глушитель;
2) – основной глушитель.