Воздухоочиститель дизеля системы питания трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 [рис. 1] – комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром.
Рис. 1. Воздухоочиститель системы питания двигателя Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Корпус воздухоочистителя;
2) – Стопор обоймы;
3) – Поддон.
В корпусе воздухоочистителя (1) между опорными обоймами устанавливаются три фильтрующих элемента (22) [рис. 2], выполненных из капроновой щетины переменной плотности набивки (наполнения).
Рис. 2. Схема системы питания двигателя Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Топливный бак;
2) – Топливная трубка от топливного бака;
3) – Фильтр грубой очистки топлива;
4) – Топливная трубка от фильтра грубой очистки;
5) – Топливный насос;
6) – Трубка отвода топлива из полости низкого давления к подкачивающему насосу;
7) – Топливная трубка высокого давления;
8) – Трубка отвода топлива от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива;
9) – Трубка подвода топлива от фильтра тонкой очистки в полость низкого давления насоса;
10) – Фильтр тонкой очистки;
11) – Бачок электрофакельного подогревателя;
12) – Трубопровод электрофакельного подогревателя;
13) – Электрофакельный подогреватель;
14) – Впускной коллектор;
15) – Сливной трубопровод;
16) – Форсунка;
17) – Головка цилиндров;
18) – Глушитель;
19) – Фильтр грубой очистки воздуха (моноциклон);
20) – Воздухоочиститель;
21) – Турбокомпрессор;
22) – Фильтрующие элементы;
23) – Выпускной коллектор.
Сопротивлением проходу воздуха через фильтрующие элементы определяется степень засорённости фильтра. Контроль её осуществляется индикатором засорённости воздухоочистителя [рис. 3] (размещённым на приборном щитке), соединённым с впускным коллектором дизеля посредством трубопровода (1).
Рис. 3. Индикатор засорённости воздухоочистителя системы питания двигателя Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Трубопровод индикатора засорённости;
2) – Колпачок;
3) — Индикатор засорённости;
4) – Смотровое окно.
При увеличенной засорённости фильтров увеличивается разрежение во впускном коллекторе и трубопроводе (1): помещённый в корпусе поршень передвигается, преодолевая сопротивление пружины. В смотровое окно (4) видна его часть, окрашенная красным цветом. Определение степени засорённости производится при максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Чтобы включить индикатор следует нажать на колпачок (2). При максимальной засорённости фильтрующих элементов наблюдается полное перекрытие окна поршнем. Данная позиция указывает на необходимость проведения их очистки.
При работе трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 в условиях повышенной запылённости воздуха требуется снимать поддон (2) [рис. 1] через каждые 20 мото/ч и производить проверку уровня и состояния масла.
При работе трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 в нормальных условиях техническое обслуживание воздухоочистителя следует выполнять через каждые 125 мото/ч:
— Слить загрязнённое масло;
— Промыть поддон;
— Залить свежее масло до уровня кольцевой канавки.
Не допускается переполнение поддона.
При эксплуатации трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 в условиях засорённости воздуха крупными частицами на сетке фильтра грубой очистки воздуха должна быть установлена защита — материал с мелкой сеткой (марля и прочее).
Полное техническое обслуживание воздухоочистителя должно производиться через каждые 500 мото/ч:
— Снять с дизеля воздухоочиститель и поддон;
— Очистить и промыть в дизельном топливе центральную трубу и корпус с фильтрующими элементами. Продуть воздухом;
— Выполнить очистку внутренней полости, сетки, завихрителя фильтра грубой очистки (моноциклона);
— Промыть и заполнить маслом поддон до уровня кольцевой канавки;
— Установить все элементы на место;
— Проверить герметичность соединений воздухоочистителя и впускного трубопровода. С этой целью при снятом фильтре грубой очистки воздуха, при средней частоте вращения коленчатого вала дизеля надлежит перекрыть центральную трубу воздухоочистителя. Дизель при этом должен быстро остановиться. В противном случае требуется выявление и устранение неисправности.
При необходимости (если имеются показания индикатора засорённости) необходимо очистить и промыть центральную трубу и корпус с фильтрующими элементами. Наряду с этими мерами следует проверить герметичность всех соединений воздухоочистителя.
Периодически (не реже одного раза в год) требуется выполнять проверку точности показаний индикатора засорённости воздухоочистителя. Индикатор подлежит замене при отклонении значения разрежения при срабатывании индикатора более чем на ±0,0005 МПа (номинальное значение 0,007 МПа) от установленного для дизеля.