При включенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя через транзистор текут: ток управления (сила 0,3-0,9 А) по цепи: «+» аккумуляторной батареи – выключатель зажигания – добавочные резисторы (R3) и (R4) [рис. 1] – первичная обмотка индукционной катушки – переход эмиттер – база транзистора – первичная обмотка импульсного трансформатора – контакты прерывателя – «масса» двигателя – «-» аккумуляторной батареи; основной ток первичной обмотки (сила 7-8 А): «+» аккумуляторной батареи – выключатель зажигания – добавочные резисторы – первичная обмотка катушки – эмиттерный и коллекторный переходы транзистора – «масса» — «-» аккумуляторной батареи.
Рис. 1. Схема контактно-транзисторной системы зажигания.
Ток управления, проходя в прямом направлении через эмиттерный переход и базу, «отпирает» транзистор за счёт резкого уменьшения сопротивления коллекторного перехода, и открывает путь основному току первичной обмотки индукционной катушки. В момент размыкания контактов прерывателя ток в цепи управления транзистором исчезает и сопротивления коллекторного и эмиттерного переходов резко возрастают, при этом транзистор «запирается» и выключает ток первичной обмотки индукционной катушки. Исчезающее магнитное поле первичной обмотки индукционной катушки формирует во вторичной обмотке высокое напряжение, которое посредством распределителя подводится к искровой свече зажигания.