В процессе вращения коленчатого вала двигателя во время тактов впуска и при открытой дроссельной заслонке (11) [рис. 1, а)] через смесительную камеру (9) карбюратора проходит воздух. Скорость воздушного потока внутри диффузора (8) значительно увеличивается и на выходе распылителя (7) создаётся разряжение. В поплавковой камере при этом давление всегда остаётся равным атмосферному, так как оно выравнивается за счёт наличия отверстия (5). Разность давлений в поплавковой камере карбюратора и распылителе приводит к тому, что топливо начинает перетекать через жиклёр (10) в распылитель (7) в виде фонтанчика, попадая в горловину диффузора. В диффузоре поступающая воздушная струя дробит вытекающее топливо на мелкие капельки, перемешивающиеся с воздухом, испаряющиеся и образующие горючую смесь.
Рис. 1. Простейший карбюратор.
а) – Схема простейшего карбюратора:
1) – Поплавковая камера карбюратора;
2) – Поплавок;
3) – Игольчатый клапан;
4) – Штуцер подачи топлива;
5) – Отверстие, сообщающее с атмосферой полость поплавковой камеры;
6) – Входной воздушный патрубок;
7) – Распылитель;
8) – Диффузор;
9) – Смесительная камера;
10) – Жиклёр;
11) – Дроссельная заслонка;
12) – Выходной патрубок;
13) – Впускной клапан;
14) – Цилиндр двигателя;
15) – Поршень;
б) – Схема главного дозирующего устройства с пневматическим торможением топлива:
1) – Поплавковая камера;
2) – Воздушный жиклёр;
3) – Эмульсионный канал;
4) – Распылитель;
5) – Главный жиклёр;
в) – Схема системы холостого хода:
1) – Поплавковая камера;
2) – Воздушный жиклёр холостого хода;
3) – Топливный жиклёр холостого хода;
4) – Эмульсионный канал;
5) – Верхнее отверстие в стенке смесительной камеры;
6) – Винт регулировки качества смеси;
7) – Нижнее отверстие в стенке смесительной камеры;
8) – Дроссельная заслонка;
9) – Винт регулировки количества смеси;
10) – Горизонтальный канал системы холостого хода;
11) – Главный жиклёр;
г) – Характеристики карбюраторов:
1) – Характеристика простейшего карбюратора;
2) – Характеристика идеального карбюратора.