На торец плунжера воздействует сила давления масла и плунжер (6) [рис 1, а)] перемещается влево, преодолевая усилие пружины (3). Когда пружина сожмётся и откроется отверстие (7), лишнее масло начнёт сливаться в соответствующую полость смазочной системы и давление масла будет равно требуемому значению. При дальнейшем увеличении подачи масла плунжер (6) ещё больше откроет сливное отверстие (7) и объём сливаемого масла увеличится. Когда в процессе работы двигателя увеличатся (по мере износа) зазоры в коренных и шатунных подшипниках и прочих агрегатах двигателя, и, как следствие, повысится расход масла через подшипники и прочие его элементы, давление масла в системе установится примерно на прежнем уровне, но объём сливаемого через редукционный клапан масла уменьшится.
Рис. 1. Контрольные устройства смазочной системы.
а) – Редукционный клапан главной масляной магистрали:
1) – Пробка;
2) – Прокладка;
3) – Пружина;
4) – Блок цилиндров;
5) – Сливное отверстие;
6) – Плунжер;
7) – Сливное отверстие;
б) – Сливной клапан:
1) – Гайка;
2) – Стопорная шайба;
3) – Регулировочный винт;
4) – Пружина;
5) – Клапан;
6) – Корпус.
Для беспрепятственного перемещения плунжера масло, которое просочилось за ним в полость, отводится через отверстие (5). Как правило, редукционный клапан закрыт пробкой (1), а стык уплотнён прокладкой (2). Обычно клапан не регулируется. Изменение характеристики редукционного клапана осуществляется путём подбора параметров пружины (3).