Перепускной клапан (17) [рис. 1, б)] возвращает масло из нагнетающей секции масляного насоса во всасывающую либо из одной секции в другую (относится к двухсекционным масляным насосам), в главную масляную магистраль, минуя (в случае загрязнения) масляный фильтр и так далее. Данный клапан препятствует чрезмерному увеличению давления в смазочной системе в случае возникновения неисправностей агрегатов системы либо изменения свойств масла (повышенная вязкость, загустение масла при пониженных температурах и прочее).
Рис. 1. Шестерённый масляный насос.
А) – принципиальная схема шестерённого масляного насоса:
1) – Маслозаборник;
2) – Поддон блок-картера;
3) – Заборный маслопровод;
4) – Ведущая шестерня;
5) – Впадины;
6) – Нагнетательная камера;
7) – Нагнетательный маслопровод;
8) – Обратный клапан;
9) – Маслопровод;
10) – Ось;
11) – Ведомая шестерня;
12) – Всасывающая полость;
13) – Корпус;
14) – Ведущий вал;
Б) – Конструктивная схема двухсекционного масляного насоса:
1) – Пробка шарикового перепускного клапана;
2) – Корпус нижней секции;
3) – Ведущая шестерня;
4) – Плунжерный редукционный клапан;
5) – Крышка (основание насоса);
6) – Нагнетательная камера;
7) – Ведущая шестерня;
8) – Канал подачи масла из верхней секции насоса в каналы блока двигателя;
9) – Корпус верхней секции;
10) – Ведущий вал;
11) – Ось ведомой шестерни;
12) – Ведомая шестерня;
14) – Приёмная (всасывающая) камера;
15) – Канал подачи масла из нагнетательной камеры нижней секции к перепускному клапану;
16) – Отверстие перепуска масла в приёмную камеру нижней секции;
17) – Шариковый перепускной клапан;
18) – Ось ведомой шестерни;
19) – Ведомая шестерня;
20) – Центровочный штифт корпуса;
21) – Бобышка корпуса для подсоединения игольчатого запорного крана трубки подачи масла в масляный радиатор;
23) – Отверстие для подачи масла из картера двигателя в насос.