Передача вращения от ДВС трактора Т-40 (Т-40А) к различным стационарным машинам осуществляется посредством ремённой передачи, а также приводного шкива.
Приводной шкив включает в себя валы, которые смонтированы в корпусах на подшипниках и соединены конической передачей, и сам шкив.
Вал (5) [рис. 1] базируется в паре шарикоподшипников (4) и (25). Передний конец вала посажен в расточку корпуса (1), а задний конец – в стакан (19).
Рис. 1. Приводной шкив трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус;
2) – Шлицевая втулка;
3) – Заклёпка;
4) – Шарикоподшипник;
5) – Вал;
6) – Коническая шестерня;
7) – Втулка;
8) – Болт;
9) – Вал шкива;
10) – Каркасный самоподжимной сальник;
11) – Крышка;
12) – Грузик шкива;
13) – Шкив;
14) – Корпус вала шкива;
15) – Шарикоподшипник;
16) – Роликоподшипник;
17) – Регулировочная прокладка;
18) – Регулировочная прокладка;
19) – Стакан подшипника;
20) – Крышка;
21) – Колпак;
22) – Каркасный самоподжимной сальник;
23) – Стопорное кольцо;
24) – Уплотнительное кольцо;
25) – Шарикоподшипник;
26) – Шпонка;
27) – Коническая пробка.
Шлицевой конец вала (5), который выходит наружу, закрыт колпаком (21). Также, как и в удлинителе, на шлицах вала (в передней части) зафиксирована шлицевая втулка (2), предназначенная для соединения с хвостовиком заднего ВОМа.
Укреплённая на валу (5) посредством шпонки (26) коническая шестерня (6) служит для передачи вращения приводному шкиву.
Передняя часть корпуса (1) снабжена фланцем, в котором выполнены крепёжные отверстия под болты.
В задней части корпуса (в крышке (20)) установлен самоподжимной каркасный сальник (22). Данная крышка воспринимает через шарикоподшипник (25) осевые усилия, которые возникают в процессе передачи конической шестернёй (6) крутящего момента приводному шкиву.
Для регулировки зазора в зацеплении шестерён используются прокладки (18), устанавливаемые под фланец стакана (19) подшипника (25).
Вал (9) шкива вращается в паре подшипников (15) и (16), установленных в корпусе (14). Приводной шкив (13) надет на выступающий шлицевой конец вала (13) и зафиксирован на нём посредством болта (8). Приклёпанные к ободу шкива (с внутренней стороны) грузики (12) служат для балансировки шкива.
Противоположный конец вала оканчивается конической шестернёй, изготовленной с валом как одно целое.
Крышка (11) с установленным в ней каркасным самоподжимным сальником (10) закрывает корпус вала шкива. Корпус вала шкива с другой стороны заканчивается фланцем, которым он крепится через регулировочные прокладки (17) к корпусу (1).
Для смазки шестерён и подшипников приводного шкива трактора Т-40 (Т-40А) используется автотракторное масло, которое заливается через закрываемое конической пробкой отверстие, расположенное в верхней части корпуса (1). Контроль уровня масла осуществляется по закрываемому пробкой (27) отверстию.
После установки на трактор нового приводного шкива его необходимо обкатать вхолостую в течение 5-10 мин, чтобы удостовериться в отсутствии заедания и шума.
Приводной шкив монтируется на трактор в одном из двух положений, которыми определяется направление вращения шкива.
Если шкив расположен с правой стороны корпуса, то направление вращения приводного шкива будет против часовой стрелки (если смотреть на шкив с правой стороны трактора).
В случае необходимости изменения направления вращения следует развернуть приводной шкив на 180 град.