Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А смонтирован в корпусе главной муфты.
Вал отбора мощности (15) [рис. 1] вращается в двух шарикоподшипниках. Подшипник (3) служит передней опорой вала и установлен в расточку перегородки корпуса муфты. От осевого перемещения подшипник фиксируется корончатой гайкой (4). Расточка в перегородке закрывается крышкой (6) с уплотнительной прокладкой, что предотвращает вытекание масла в сухой отсек корпуса, где размещена муфта сцепления.
Рис. 1. Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Шестерня независимого привода;
2) – Болт;
3) – Шарикоподшипник;
4) – Гайка;
5) – Шплинт;
6) – Крышка;
7) – Упорное кольцо;
8) – Шарикоподшипник;
9) – Кольцо;
10) – Вал-шестерня муфты сцепления ВОМ;
11) – Наружная обойма муфты;
12) – Внутренняя обойма муфты;
13) – Шестерня синхронного привода;
14) – Шарикоподшипник;
15) – Вал отбора мощности;
16) – Синхронный вал;
17) – Стакан подшипника;
18) – Регулировочная прокладка;
19) – Стопорное кольцо;
20) – Упорное кольцо;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Коническая шестерня привода синхронного вала;
23) – Регулировочное кольцо;
24) – Стопорное кольцо;
25) – Стакан подшипника;
26) – Болт;
27) – Гнездо сальника;
28) – Колпак;
29) – Каркасный самоподжимной сальник;
30) – Регулировочная прокладка;
31) – Уплотнительное кольцо;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Стопорное кольцо;
34) – Болт;
35) – Стопорное кольцо;
36) – Фиксатор;
37) – Пружина фиксатора;
38) – Вилка;
39) – Кронштейн управления;
40) – Уплотнительное кольцо;
41) – Рычаг управления;
42) – Шайба;
43) – Сухарик.
Шарикоподшипник (32) задней опоры удерживает вал от осевого перемещения. Для фиксации внутренней обоймы подшипника применены стопорные кольца (33), тогда как наружная установлена в стакан (25), который прикреплён к задней стенке корпуса трансмиссии посредством болтов. Сальники (29) в гнезде (27), а также резиновое уплотнительное кольцо (31) препятствуют вытеканию смазки из корпуса трансмиссии.
Механизмы привода сельскохозяйственных машин крепятся на наружный шлицевой конец вала (15).
Шестерня (1) независимого привода валов отбора мощности трактора Т-40 (Т-40А) смонтирована на паре шарикоподшипников (8), находится в постоянном зацеплении с валом-шестернёй (10) муфты ВОМ (вала отбора мощности) и вращается с постоянным числом оборотов.
Шестерня (13) синхронного привода вместе с конической шестернёй (22) посажены на шлицевые концы полого синхронного вала (16). Шестерня (22) находится в постоянном зацеплении с конической шестернёй вторичного вала коробки передач, следовательно, обороты приводной шестерни (13) изменяются в зависимости от скорости движения трактора.
На тракторе Т-40А с шестернёй (13) синхронного привода в постоянном зацеплении находится шестерня редуктора привода переднего ведущего моста.
Синхронный вал (16) опирается на пару шарикоподшипников (14) и (21). Подшипник (21) смонтирован в перегородке корпуса трансмиссии, а стакан (17) подшипника (14) прикреплён посредством болтов к передней стенке корпуса трансмиссии.
Шарикоподшипник (14) фиксирует от перемещения в осевом направлении синхронный вал, а также воспринимает возникающие в зацеплении конических шестерён усилия. Между передней стенкой корпуса трансмиссии трактора Т-40 (Т-40) и фланцем (17) стакана подшипника установлены прокладки (18), предназначенные для регулирования зазора в зацеплении конических шестерён при сборке узла.
Муфта переключения установлена на шлицах переднего конца вала (15) отбора мощности. В её состав входит пара обойм: внутренняя (12) и наружная (11).
Внутренняя обойма неподвижно закреплена между ступицами приводных шестерён, тогда как наружную обойму можно не только перемещать, но и вводить в зацепление со шлицами, которые расположены на ступицах приводных шестерён (1) и (13).
Фиксаторы (36) определяют положение наружной обоймы в рабочих и нейтральном положениях. Пружины (37) с фиксаторами устанавливаются в радиально расположенные отверстия внутренней обоймы.
При включении ВОМ (вала отбора мощности) наружная обойма перемещается рычагом (41), соединённым с вилкой (38). Сухарики (33) вилки (38) входят в кольцевую канавку наружной обоймы.
Путём перемещения наружной обоймы вперёд, её вводят в зацепление со ступицей шестерни (1) независимого привода. При этом вращение от двигателя к валу отбора мощности передаётся через муфту ВОМ и шестерню (1), а вал (15) вращается с постоянной скоростью (533 об/мин) вне зависимости от того, движется трактор либо стоит. В данном случае допускается остановка трактора и переключение передач без отключения ВОМ (вала отбора мощности) либо включение и выключение его на ходу трактора Т-40 и Т-40А.
Независимый привод ВОМ следует включать при выключенной муфте ВОМ.
Для включения синхронного привода необходимо переместить наружную обойму муфты назад от нейтрального положения и ввести в зацепление со ступицей шестерни (13). В данном положении вращение к ВОМ (валу отбора мощности) передаётся от вторичного вала коробки передач через коническую шестерню (22), синхронный вал (16) и шестерню (13). Изменение оборотов вала (15) зависит от скорости движения трактора. Передаточное число шестерён подобрано таким образом, что при синхронном приводе задний ВОМ делает 3,62 оборота на 1 метр пути трактора.
Включение синхронного привода ВОМ должно производиться только при выключенной главной муфте сцепления. В нейтральном положении наружная обойма муфты располагается между ступицами приводных шестерён, а сами шестерни вращаются вхолостую.
Кольца (23), помещаемые между стопорным кольцом (24) и конической шестерней, служат для устранения возможного люфта конической шестерни (22) относительно синхронного вала (16) (происходит за счёт набега допусков при изготовлении деталей).
Смазывание механизма привода валов отбора мощности (ВОМ) осуществляется посредством разбрызгивания. Уровень масла аналогичен уровню в корпусе трансмиссии, ввиду того, что обе масляные ванны межу собой соединены отверстием в передней стенке корпуса.
Техническое обслуживание привода заднего вала отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А несложно и подразумевает периодическую проверку и подтяжку деталей крепления.
Зазор в зацеплении конических шестерён в процессе эксплуатации не регулируется (до их выбраковки).
Если в процессе сборки узла (после ремонта) сохранена старая пара конических шестерён, то под стаканы следует установить то же число регулировочных прокладок, что и до разборки.
Регулировка новых конических шестерён производится в следующем порядке. С помощью прокладок, которые устанавливаются под фланец стакана (31) [рис. 2] подшипника (32), вторичный вал коробки передач устанавливается таким образом, чтобы расстояние между торцом его шестерни и осью ВОМ было равно 35+0,2 мм. Далее, путём подбора прокладок (18) [рис. 1], регулируется боковой зазор в зацеплении (в пределах 0,15-0,5 мм).
Рис. 2. Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус трансмиссии;
2) – Роликоподшипник;
3) – Вторичный вал;
4) – Ходоуменьшитель;
5) – Крышка ходоуменьшителя;
6) – Ведомая коническая шестерня реверса;
7) – Ось педали муфты ВОМ;
8) – Трубопровод маслоприёмника;
9) – Рычаг реверса;
10) – Вал главной муфты сцепления;
11) – Ведущая коническая шестерня;
12) – Муфта реверса;
13) – Пробка-сапун заливного отверстия;
14) – Вилка переключения реверса;
15) – Чаша маслоприёмника;
16) – Кулиса;
17) – Пружина;
18) – Рычаг переключения передач;
19) – Чехол;
20) – Крышка;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Первичный вал;
23) – Блок шестерён заднего хода;
24) – Крышка корпуса трансмиссии;
25) – Педаль блокировки дифференциала;
26) – Шарикоподшипник;
27) – Вал-шестерня замедленной передачи;
28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;
29) – Шарикоподшипник;
30) – Стакан подшипников;
31) – Стакан подшипников;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Дифференциал;
34) – Пробка сливного отверстия.
Регулировка зазора между торцом шестерни (13) и внутренней обоймой (12) осуществляется при затянутой гайке (4) путём подбора прокладок (30), устанавливаемых под фланец стакана (25) подшипника (32). Данный зазор должен быть в пределах 0,3-0,5 мм.
Промывание деталей привода ВОМ (вала отбора мощности) трактора Т-40 и Т-40А осуществляется в процессе технического обслуживания коробки передач.