Конструкция привода насоса [рис. 1] коробки передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 включает в себя корпус (1) с установленным на нём насосом (2) НМШ-25, предохранительным клапаном (3) и фильтром-заборником (4); механизм переключения с поводком (6), рычагом включения насоса фиксирующей пластины (7) и фиксатором (8). Шестерня привода насоса (9) смонтирована на шлицевой втулке (10), которая посредством болта (11) зафиксирована на валу насоса.
Рис. 1. Привод насоса коробки передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Корпус;
2) – Насос;
3) – Предохранительный клапан;
4) – Фильтр-заборник;
5) – Вал механизма переключения насоса;
6) – Поводок;
7) – Рычаг включения насоса;
8) – Фиксатор;
9) – Шестерня привода насоса;
10) – Втулка;
11) – Болт.
При повороте рычага (7) включения насоса в верхнее фиксированное положение шестерня привода насоса (9), перемещаясь по шлицам втулки (10), соединяется посредством своих шлицев со шлицевым хвостовиком вала-шестерни привода насоса КП, который имеет независимый привод от дизеля трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
При повороте рычага (7) включения насоса в нижнее фиксированное положение зубчатый венец шестерни привода насоса (9) входит в зацепление с ведомой шестернёй второй передачи, которая установлена на промежуточном валу коробки передач.
Переключение с привода насоса коробки передач от дизеля на привод от ходовой системы (и наоборот) производится при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и только из кабины трактора. Предварительно следует установить рычаги переключения диапазонов и передач в нейтральное положение.
Привод насоса от ходовой части производится в следующих случаях:
1) – При буксировке трактора с неработающим дизелем (включить 6-й диапазон, установить в нейтральное положение рычаг передач);
2) – При пуске дизеля буксированием трактора.
Основной привод насоса – от дизеля.