Все агрегаты гидравлической системы КПП соединены между собой каналами в задней и передней стенках корпуса коробки передач трактора Т-150, накладках нижнего листа и гидропанели, а также трубопроводами [рис. 1].
Рис. 1. Схема гидросистемы коробки передач трактора Т-150.
1) – Бак;
2) – Предохранительный клапан радиатора;
3) – Радиатор;
4) – Заливной фильтр;
5) – Клапан плавного сброса давления (правый);
6) – Перепускные клапаны;
7) – Гидроаккумуляторы;
8) – Правый распределитель;
9) – Заборный фильтр;
10) – Фильтры нагнетания;
11) – Насос;
12) – Левый распределитель;
13) – Клапан плавного сброса давления (правый).
Из картера коробки передач трактора Т-150 масло всасывается насосом через заборный фильтр и, пройдя фильтры линии нагнетания, одновременно подаётся к перепускным клапанам распределителя, а также клапанам плавного сброса давления (левого и правого бортов). Масло через распределитель попадает по соответствующим каналам, сверлениям и проточкам вторичного вала КПП к выключаемой гидроподжимной муфте. Поршень сдвигается, зажимая диск и включая передачу (в это время остальные муфты соединены со сливом).
Обслуживание каждого борта осуществляется одной секцией гидронасоса. По завершении заполнения полости гидромуфты избыточное масло направляется через перепускные клапаны-распределители, затем объединяется и направляется общим потоком по трубе в бак и радиатор, а часть масла парой параллельных потоков ответвляется по центральным сверлениям во вторичных валах на смазку фрикционных элементов КПП трактора Т-150. Из бака масло возвращается в коробку передач по трубе, имеющей разветвление потока к гидропанели, а также верхней крышке коробки.
Посредством перевода золотника осуществляется переключение передач. Чтобы произошло заполнение гидромуфты включаемой передачи и в ней создалось необходимое давление, требуется определённое время (порядка 0,3 с), в течение которого возможна остановка трактора, находящегося под нагрузкой. Во избежание данной ситуации к гидромуфтам всех передач через перебросные клапаны распределителей подведены каналы от гидроаккумуляторов.
Принцип перекрытия передач [рис. 1]. При движении трактора Т-150 на первой передаче, перебросные клапаны под воздействием давления масла занимают крайнее правое положение, а зарядка гидроаккумулятора при этом осуществляется от насоса. После того как золотник переведён во II положение, от насоса масло начинает поступать в гидромуфту второй передачи и вместе с этим под правый торец верхнего перебросного клапана. В процессе наполнения включённой муфты, поддержание давления в выключаемой муфте первой передачи осуществляется за счёт гидроаккумулятора, который постепенно (через дроссельные отверстия золотника) разряжается, также поддерживая давление в муфте первой передачи.
В итоге, сила давления, которая действует на левый торец верхнего перебросного клапана снижается, а воздействующая на правый торец – соответственно увеличивается. Это происходит до момента, пока в муфте второй передачи давление не возрастёт до значения, достаточного для переброса в крайнее левое положение верхнего перебросного клапана. При этом произойдёт отсоединение гидроаккумулятора от муфты первой передачи и его подключение к муфте второй передачи, вновь заряжаясь от насоса. Переключение остальных передач производится аналогично (поток мощности не разрывается).
Золотник снабжён четырьмя парами дроссельных отверстий, которые позволяют выполнять переключение с перекрытием как на смежную, так и через 1-2 передачи.
При управлении рулём на повороте, когда происходит открытие канала на слив шариком клапана плавного снижения давления, идущее от насоса масло непосредственно сливается в гидропанель, не выходя в систему за пределы КПП трактора Т-150. Этот же канал служит для слива масла из гидромуфты отключаемого борта на повороте. При этом не происходит разрядка гидроаккумулятора, ввиду того что с перемещением золотника клапана плавного снижения давления отсекаются его каналы. Масло может проходить через клапан плавного снижения давления и в случае попадания грязи и, как следствие, зависания перепускного клапана. При этом клапан плавного сброса давления выполнит функции предохранительного клапана.