Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150


* * *

Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150 служит для выполнения следующих функций:

1) – создание и поддержка давления в персональных гидравлических муфтах коробки передач на включённых передачах;

2) – обеспечение переключения передач на месте, а также в движении без разрыва мощностного потока (без остановки трактора);

3) – возможность выполнять поворот трактора Т-150 на фиксированных радиусах при включении разноимённых передач по бортам;

4) – обеспечение плавных поворотов трактора при полном отключении либо частичном снижении давления гидроподжимной муфты одного из бортов;

5) – поддержание нормального температурного режима трансмиссионного масла.

Гидравлическая система включает в себя ряд агрегатов не только коробки передач, но и размещённых на самом тракторе.

Гидравлический насос НМШ-50 [рис. 1] постоянно включён и в процессе работы двигателя подаёт рабочую жидкость парой потоков (на каждый вторичный вал – по 40 л). Насос на задней стенке КПП трактора Т-150 с совмещением заборных, а также нагнетательных каналов.

Гидравлический насос НМШ-50 трактора Т-150

Рис. 1. Гидравлический насос НМШ-50 трактора Т-150.

1) – Ведущая шестерня;

2) – Ведомая шестерня;

3) – Крышка;

4) – Проставка;

5) – Шестерня привода;

6) – Корпус.

Фильтры нагнетания (на каждый борт по одному) крепятся на задней стенке гидропанели [рис. 2]. В каждом корпусе, состоящем из трубы и пары опор, через отверстия которых рабочая жидкость подводится и отводится, находится набор чечевицеобразных сетчатых фильтрующих элементов, надетых на перфорированную трубку и поджатых (в осевом направлении) посредством пружины, затянутой таким образом, чтобы совпали торцы поршня и шайбы.

Фильтры заборный и нагнетания коробки передач трактора Т-150

Рис. 2. Фильтры заборный и нагнетания коробки передач трактора Т-150.

А – Заборный фильтр;

Б – Фильтр нагнетания;

1) – Поршень;

2) – Пружина;

3) – Скоба;

4) – Шайба;

5) – Стяжная шпилька;

6) – Крышка;

7) – Сетка фильтра;

8) – Каркас;

9) – Кронштейн с магнитом;

10) – Корпус;

11) – Перфорированная труба.

Перепускной клапан, установленный на торце трубки и отрегулированный на давление 3-3,5 кгс/см2, служит для прохода масла в случае загрязнения фильтрующих элементов.

Перепускной распределитель прикреплён на передней стенке корпуса КПП и постоянно поддерживает рабочее давление (9+0,5 кгс/см2) в системе [рис. 3]. Двухпоясковые клапаны (плунжерного типа) левого и правого бортов размещены в общем корпусе и перемещаются в запрессованных в корпусе распределителя втулках.

Перепускной клапан трактора Т-150

Рис. 3. Перепускной клапан трактора Т-150.

1) – Корпус;

2) – Втулка;

3) – Клапан;

4) – Пружина;

5) – Регулировочный винт;

6) – Гайка;

7) – Колпачок.

Внутренняя поверхность втулки имеет пару проточек: нижняя проточка сопряжена с каналом нагнетания, а верхняя проточка – с каналом слива. Рабочая жидкость по радиальному и осевому сверлениям в клапане попадает из полости нагнетания под торец клапана, приподнимает его, сжимает пружину, и масло перетекает в сливную магистраль, тем самым создавая необходимое давление в полости нагнетания.

Регулировка давления срабатывания осуществляется винтом, стопорящимся контргайкой и закрываемым колпачком.

Клапаны плавного сброса давления дают возможность за счёт снижения давления на одном из бортов выполнять плавные повороты трактора Т-150. Они крепятся снизу на листе гидропанели (внутри поддона). Под воздействием возвратных пружин золотник поджимает шарик к гнезду, тем самым запирая нагнетательный канал [рис. 4].

Клапан плавного сброса давления трактора Т-150

Рис. 4. Клапан плавного сброса давления трактора Т-150.

1) – Валик управления;

2) – Поводок;

3) – Корпус;

4) – Возвратная пружина;

5) – Возвратная пружина;

6) – Золотник;

7) – Пружина клапана;

8) – Шариковый клапан;

9) – Корпус клапана.

При воздействии от рулевого колеса посредством тяг и поводка золотник отходит вперёд (по ходу трактора), освобождая шарик от жёсткого упора. Плавное снижение давления обеспечивается малой пружиной клапана по мере отвода золотника, за счёт чего осуществляется и плавное отключение от двигателя выключаемого борта.

В случае переборки следует правильно выставлять золотник по отношению к каналам отсечки гидроаккумулятора, корректируя положение корпуса клапана. Регулировке не подлежит усилие возвратных пружин, которые золотником запирают шариковый клапан.

Клапаны сброса давления совмещают в себе функции предохранительных клапанов.

Смонтированные на переднем хвостовике вторичного вала распределители позволяют направлять поток масла к одной из четырёх гидроподжимных муфт, а также включать одну из передач [рис. 5] и [рис. 6].        

Распределитель вторичного вала КПП трактора Т-150

Рис. 5. Распределитель вторичного вала КПП трактора Т-150.

1) – Крышка;

2) – Корпус распределителя;

3) – Крышка;

4) – Золотник;

5) – Ось ролика;

6) – Ролик фиксатора;

7) – Контргайка;

8) – Колпачок;

9) – Регулировочный винт;

10) – Пружина фиксатора;

11) – Фиксатор;

12) – Сектор.

Из раздающих пазов кранового золотника масло по косым сверлениям корпуса поступает в соответствующие кольцевые выточки гильзы и потом через отверстия в гильзе, а также по каналам вторичных валов – к гидромуфтам включённой передачи. Слив масла с отключаемой муфты происходит через радиальные дроссельные отверстия, расположенные в золотнике.

Распределитель вторичного вала КПП трактора Т-150 (разрез Б-Б)

Рис. 6. Распределитель вторичного вала КПП трактора Т-150 (разрез Б-Б).

1) – Большая пробка-ограничитель;

2) – Малая пробка ограничитель;

3) – Перебросный клапан;

4) – Перебросный клапан;

5) – Боковая крышка;

6) – Перебросный клапан;

7) – Пробка.

Зубья, нарезанные на одном из торцов золотника, входят в зацепление с зубьями сектора, который расположен в боковой крышке. Сектор удерживается в заданном (из четырёх возможных) положении посредством роликового фиксатора, поджимаемого пружиной.

Сборка золотника и сектора должна производиться строго по меткам, которые нанесены на соответствующих впадинах и зубьях. В трёх поперечных каналах (в верхней части крышки), особо соединённых друг с другом прорезями, размещены перебросные клапаны плунжерного типа. Вкупе с гидроаккумулятором они дают возможность переключения передач на ходу под нагрузкой (без остановки трактора).

Гидроаккумуляторы [рис. 7] служат для поддержания давления в выключаемой муфте в процессе переключения передач. При разборке гидроаккумулятора не стоит забывать о предварительно сжатых пружинах: производить отворачивание скрепляющих винтов допускается только под прессом либо пропустив не менее трёх вспомогательных длинных болтов (вместе с гайками) в свободные крепёжные отверстия.

Гидроаккумулятор

Рис. 7. Гидроаккумулятор.

1) – Корпус;

2) – Пружина;

3) – Поршень;

4) – Пружина;

5) – Защитные шайбы;

6) – Уплотнительное кольцо;

7) – Крышка.

Радиатор и бак гидравлической системы коробки передач трактора Т-150 предназначены для поддержания нормального температурного режима. За счёт срабатывания перепускного клапана масло в холодное время года не проходит через радиатор. Заправка системы осуществляется через заливной сетчатый фильтр, который закреплён на правой стойке водяного радиатора.

3*

Яндекс.Метрика