Коробка передач трактора Т-150


* * *

Коробка передач трактора Т-150 [рис. 1] и [рис. 2] – механическая, с шестернями постоянного зацепления, а также персональными гидроподжимными муфтами, обеспечивает восемь скоростей движения трактора вперёд, четыре назад и четыре замедленные скорости. Переключение передач в каждой группе скоростей (рабочих, транспортных и заднего хода) осуществляется на ходу, без остановки трактора.

Коробка передач трактора Т-150 (продольный разрез)

Рис. 1. Коробка передач трактора Т-150 (продольный разрез).

1) – Промежуточный вал;

2) – Шестерня постоянного зацепления четвёртой передачи;

3) – Шестерня постоянного зацепления первой передачи;

4) – Зубчатая втулка;

5) – Первичный вал;

6) – Ведущая шестерня рабочего ряда;

7) – Зубчатая муфта;

8) – Блок шестерён удвоителя;

9) – Шестерня привода вала заднего хода;

10) – Корпус коробки передач;

11) – Шестерня постоянного зацепления третьей передачи;

12) – Шестерня постоянного зацепления второй передачи;

13) – Вторичный вал;

14) – Шестерёнчатый двухсекционный насос;

15) – Шестерня третьей передачи;

16) – Задняя гидроподжимная муфта;

17) – Шестерня второй передачи;

18) – Шестерня первой передачи;

19) – Передняя гидроподжимная муфта;

20) – Шестерня четвёртой передачи;

21) – Гайка;

22) – Золотник распределителя;

23) – Распределитель.

За счёт наличия пары выходных валов со смонтированными на них гидроподжимными муфтами и тормозами ленточного типа КПП даёт возможность производить поворот трактора Т-150.

Коробка передач трактора Т-150 (разрез по первичному валу и валу заднего хода)

Коробка передач трактора Т-150 (разрез по первичному валу и валу заднего хода)

Рис. 2. Коробка передач трактора Т-150 (разрез по первичному валу и валу заднего хода).

1) – Шестерня привода вала заднего хода;

2) – Подвижная шестерня включения дополнительного ходоуменьшителя;

3) – Вал заднего хода;

4) – Подвижный блок включения заднего хода и ходоуменьшителя;

5) – Валик переключения рядов;

6) – Пружина;

7) – Фиксатор;

8) – Валик блокировки;

9) – Пробка;

10) – Ограничительный штифт;

11) – Рычаг переключения рядов;

12) – Кулиса;

13) – Пробка;

14) – Ограничительный штифт;

15) – Крышка корпуса коробки передач.

К задней стенке корпуса коробки передач трактора Т-150 прикреплён задний картер [рис. 3], в котором располагаются приводы к насосам гидравлических систем коробки передач и заднего навесного устройства, а также устройство для отключения от дизеля независимого привода ВОМ.

Картер заднего моста трактора Т-150

Рис. 3. Картер заднего моста трактора Т-150.

1) – Промежуточный вал ВОМ;

2) – Соединительная муфта привода ВОМ;

3) – Промежуточная шестерня привода насоса;

4) – Шестерня привода насоса;

5) – Насос;

6) – Муфта включения ВОМ;

7) – Фланец;

8) – Валик включения ВОМ;

9) – Подвижная шестерня включения насоса гидравлической системы;

10) – Валик включения насоса гидравлической системы;

11) – Рычаг.

На передней стенке корпуса коробки передач трактора Т-150 размещаются распределители (с механизмом переключения гидроподжимных муфт) и перепускные клапаны гидросистемы. Снизу корпус КПП закрывает гидропанель, объединяющая заборный и нагнетательный фильтры, гидроаккумулятор, клапаны плавного сброса давления, а также крышки каналов согласно гидравлической схеме. С обеих сторон на гидропанели расположены валики управления клапанами плавного сброса давления гидроподжимных муфт.

На крышках корпуса КПП и заднего картера размещены механизмы переключения рядов, а также включения гидравлического насоса и наладки вала отбора мощности.

На первичном валу коробки передач трактора Т-150 установлены:

1) – ведущая шестерня рабочего хода (на втулке);

2) – блок шестерён ускоренного рабочего ряда и ходоуменьшителя (на подшипниках);

3) – зубчатая втулка рядов (по ней скользит муфта включения) и шестерня привода вала заднего хода (на шлицах). На шлицах промежуточного вала смонтированы шестерни постоянного зацепления с шестернями включения рядов от первичного вала и с шестернями вторичных валов.

В коробке передач трактора Т-150 имеется пара вторичных валов. Комплекты левого и правого валов аналогичны. Каждый включает в себя вал, четыре попарно объединённые в двух барабанах гидроподжимные муфты и четыре шестерни, установленные на подшипниках. К ступицам, которые надеты на задние хвостовики вторичных валов, крепятся тормозные барабаны, а также ведущие вилки карданных передач. На шлицах вала заднего хода [рис. 2] неподвижно посажена шестерня постоянного зацепления привода от первичного вала и подвижный блок включения ходоуменьшителя и заднего хода.

От двигателя вращение передаётся через муфту сцепления и первичный вал – на промежуточный вал. Муфточка на первичном валу служит для включения ряда рабочих и ускоренных передач, а ряд ходоуменьшителя включается путём введения подвижной шестерни вала заднего хода в зацепление с блоком, который стоит на подшипниках на первичном валу. Включение рада скоростей заднего хода осуществляется посредством введения блока вала заднего хода в зацепление с передней шестернёй промежуточного вала.

От промежуточного вала, чьи шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичных валов КПП, при включении соответствующих гидромуфт вращение передаётся на вторичные валы. Наличие четырёх пар шестерён и, соответственно, четырёх гидромуфт даёт возможность получения четырёх передач в каждом из режимов вращения промежуточного вала.

При включении одноимённых муфт на обоих вторичных валах – трактор Т-150 движется прямолинейно. В случае включения на вторичных валах муфт различных передач, трактор начнёт поворачивать с фиксированным радиусом, чья величина зависит от сочетания включённых передач на левом и правом вторичных валах. Этого удаётся достичь за счёт изменения положения рычагов на распределителе гидравлической системы при непосредственном воздействии на рычаги, которые выходят над рулём в кабине. При выключении гидроподжимной муфты на одном вторичном валу – трактор поворачивает с нефиксированным радиусом. Если при этом произвести затягивание тормоза выключаемого борта, то трактор станет поворачивать с радиусом, равным своей поперечной базе.

Плавное выключение гидроподжимной муфты с достижением заданной величины пробуксовки производится путём воздействия на клапан плавного выключения соответствующего борта.

Смазывание валов и шестерён коробки передач трактора Т-150 происходит за счёт разбрызгивания очищенного масла, которое поступает из бака гидросистемы через трубку с отверстиями, размещённую в верхней части КПП.

Вторичный вал снабжён пятью продольными сверлениями: четыре служат для подвода масла от распределителя непосредственно к бустерам гидроподжимных муфт, а один центральный канал задействован для подачи масла на смазку. На переднем хвостовике вала имеется десять кольцевых канавок с установленными в них чугунными кольцами, которые обеспечивают уплотнение в процессе подачи масла под давлением (от распределителя к гидромуфтам).

Гидроподжимные муфты трактора Т-150 собраны попарно в барабанах [рис. 4], смонтированных на шлицах вторичного вала. На каждом барабане (с двух сторон) выполнены кольцевые полости, куда установлены подвижные поршни. Для уплотнения сопряжения поршень-барабан применены внутреннее резиновое кольцо и наружное разрезное чугунное кольцо. Пазы, прорезанные на наружной поверхности барабана, служат для установки ведомых стальных дисков с наружными шлицами. Ведущие диски с металлокерамическими накладками и внутренними шлицами расположены в промежутках между ведомыми дисками. Они сопрягаются с зубчатыми венцами шестерён, которые установлены на подшипниках вторичных валов. Упорный диск и стопорное кольцо замыкают комплект ведущих и ведомых дисков.

Гидроподжимная муфта трактора Т-150

Рис. 4. Гидроподжимная муфта трактора Т-150.

1) – Шестерня первой либо второй передачи;

2) – Нажимная втулка;

3) – Стопорное кольцо;

4) – Шарикоподшипник;

5) – Втулка;

6) – Уплотнительное резиновое кольцо;

7) – Кольцо;

8) – Проставочное кольцо;

9) – Пружина;

10) – Упорный диск;

11) – Стопорное кольцо;

12) – Ведущий диск;

13) – Ведомый диск;

14) – Поршень;

15) – Уплотнительное кольцо;

16) – Барабан фрикциона;

17) – Шестерня 3 и 4 передачи;

18) – Ведомый диск;

19) – Сливной клапан;

20) – Диск.

Включение муфты осуществляется под давлением масла, которое поступает под поршень по продольным и радиальным сверлениям, выполненным во вторичном валу, от распределителя. Перемещаясь в расточках барабана, поршень сжимает пакет дисков. Выключение муфты происходит путём поворота золотника в положение, при котором полость над поршнем сообщается со сливом. Под воздействием цилиндрических пружин поршень возвращается в своё первоначальное положение. Для переключения гидроподжимных муфт применён распределитель кранового типа.

3*

Яндекс.Метрика