При заводской регулировке в подшипниках направляющих колёс трактора МТЗ-50 устанавливается осевой зазор, составляющий 0,08-0,2 мм. В процессе износа подшипников данный зазор постепенно увеличивается, что нарушает нормальную работу узла. Вследствие этого необходимо через каждые 960 мото/ч работы контролировать осевой зазор.
Для проверки осевого зазора нужно поднять колесо и, посредством его покачивания в перпендикулярном плоскости вращения направлении, определить наличие зазора в конических подшипниках [рис. 1].
Рис. 1. Проверка зазора подшипников направляющих колёс трактора МТЗ-50.
Порядок выполнения регулировки конических роликоподшипников (при повышенном износе) направляющих колёс трактора МТЗ-50:
1) – Отвернуть болты и демонтировать колпак (4) [рис. 2];
2) – Расшплинтовать корончатую гайку (3) и, путём поворачивания (от руки) колеса, затянуть её до момента появления повышенного сопротивления вращению колеса, после чего нужно отвернуть гайку до совпадения расположенной на ней прорези (3) с отверстием под шплинт, имеющийся в полуоси (2);
3) – Проверить лёгкость вращения колеса;
4) – Зашплинтовать гайку;
5) – Установить колпак на место, предварительно набив его смазкой.
Рис. 1. Колёса трактора МТЗ-50.
а – ведущее колесо;
б – направляющее колесо;
1) – Болт крепления ступицы;
2) – Полуось поворотной цапфы;
3) – Корончатая гайка;
5) – Червяк.