Величина осевого зазора в подшипниках (16) и (17) [рис. 1] ступиц направляющих колёс должна составлять 0,08-0,20 мм. В процессе эксплуатации трактора МТЗ-100 вследствие изнашивания подшипников и прочих контактных деталей указанная величина зазора изменяется, что влечёт за собой нарушение нормальной работы. Проверка свободного хода в подшипниках ступиц направляющих колёс производится через 1000 мото/ч работы трактора.
Рис. 1. Поворотная цапфа и ступица передних колёс трактора МТЗ-100.
1) – Поворотная цапфа;
2) – Уплотнительное кольцо;
3) – Верхняя втулка;
4) – Опорные шайбы;
5) – Нижняя втулка;
6) – Стакан;
7) – Уплотнительные кольца;
8) – Пластина;
9) – Тарельчатые шайбы;
10) – Войлочное кольцо с обоймой;
11) – Манжета;
12) – Ступица;
13) – Упорная шайба;
14) – Гайка;
15) – Крышка;
16) – Роликовый наружный подшипник;
17) – Роликовый внутренний подшипник;
18) – Пружина подвески;
19) – Кронштейн;
20) – Обойма;
21) – Поворотный рычаг;
22) – Гайка.
Необходимо вывесить переднюю ось до отрыва колёс от опорной поверхности и путём их покачивания определить свободный ход в подшипниках (16) и (17). Устранение свободного хода производится путём регулировки подшипников и выполняется в следующем порядке:
1) – Отвернуть болты и снять крышку (15);
2) – Вынуть шплинт корончатой гайки и, поворачивая колесо, затянуть гайку (14) до появления сопротивления вращению колеса;
3) – Гайку (14) отпустить до совпадения ближайшей её прорези с отверстием под шплинт в оси поворотной цапфы (1). Проверить лёгкость вращения колеса;
4) – Установить шплинт и заполненную смазкой крышку (15).