Ремонт сборочных комплектов и деталей смазочной системы


* * *

Масляные насосы. Перед проведением ремонта все масляные насосы необходимо продиагностировать.

К основным дефектам деталей масляных насосов относятся: износ корпуса насоса в местах соединения с торцами шестерен и стенок корпуса около всасывающих отверстий с вершинами их зубьев, плоскостей проставок (крышек) и торцевой поверхности шестерен, поверхностей осей, втулок, валиков; срыв резьб и износ шлицев валиков; потеря герметичности клапанов.

При проведении разборки запрещена раскомплектовка пары масляных шестерен с корпусами секций.

Производительность масляных насосов снижается вследствие увеличения торцевого зазора между шестернями и проставками (крышками). Данный зазор изначально установлен для двигателей А-41, А-01А, СМД-60, СМД-62 от 0,07 до 0,22 мм, а для остальных дизельных двигателей – от 0,06 до 0,17 мм. Допустимый (без ремонта) зазор для двигателей А-41, А-01А, СМД-60, СМД-62 составляет 0,30 мм, а для остальных дизельных двигателей – 0,25 мм.

Ремонт. С целью уменьшения зазора шестерни обрабатывают либо заменяют на новые. Обработка шестерен осуществляется методами проточки, фрезеровки, шлифовки торцевой поверхности корпуса (до достижения нормальной высоты гнезда). Восстановление изношенных поверхностей корпуса производится посредством железнения, цинкования и других методов.

Восстановление изношенных бронзовых втулок осуществляется методом термодиффузионного цинкования и последующего развёртывания совместно в корпусе и крышке под нормальный либо увеличенный размер валика.

Восстановление плоскостности на крышках и проставках производится методом шабрения, шлифования либо фрезерования (допустимое отклонение – не более 0,03 мм на 100 мм длины). Шарики клапанов подлежат замене. Фаски гнёзд зенкуют. После установки новых шариков в гнёздо, их обчеканивают через латунную наставку.

Если повреждённый участок сетки маслосборнника составляет не более 10% площади, то он подлежит запайке мягким припоем либо на него устанавливается накладка из такой же сетки, которая опаивается вокруг.

Сборка и испытание. Радиальный зазор между вершинами зубьев и корпусом секций насоса должен составлять 0,12-0,2 мм, а допустимый без ремонта – 0,25-0,30 мм. Нормальный зазор между валиком и втулками находится в пределах 0,03-0,07 мм, для двигателей разных марок допустимый без ремонта – 0,12 мм.

После сборки насос необходимо обкатать и испытать на стендах КИ-5278М [рис. 96], КИ-9158 и других.

схема стенда КИ-5278М

Рис. 96. Схема стенда КИ-5278М.

1) – Управление частотой вращения электродвигателя;

2) – Управление электродвигателем (реверс);

3) – Тумблер включения подогрева и автоматической регулировки температуры обкаточной смеси в заборном баке;

4) – Ручка управления сливным краном;

5) – Плита крепления масляных насосов;

6) – Маховик подъёма вариатора;

7) – Тахометр;

8) – Маховик управления вариатором;

9) – Трубка указателя производительности;

10) – Манометр давления после фильтра;

11) – Манометр давления в фильтре;

12) – Манометр давления в нагнетательной ветви насоса;

13) – Плита крепления масляных фильтров;

14) – Маховичок управления дросселем давления после фильтра;

15) – Кнопка «пуск» включения электродвигателя;

16) – Кнопка «производительность» включения электромагнита для замера производительности;

17) – Кнопка «стоп»;

18) – Маховичок управления дросселем давления в фильтре;

19) – Включатель местного освещения;

20) – Рукоятка включения/выключения плиты фильтров.

Регулировка частоты вращения валиков насосов производится маховиком управления вариатором (8) в пределах 600-3000 мин-1. В нижний бак следует залить смесь, состоящую из 50-ти процентов дизельного масла и 50-ти процентов моторного топлива (1:1). Вязкость смеси при температуре 16-20 градусов Цельсия должна составлять 16-18 сСт.

Испытание насосов предпусковой прокачки масла производится на дизельном масле при температуре 20±5 градусов Цельсия. Дросселем (14) регулируется давление рабочей жидкости (изменение проходного сечения на выходе рабочей жидкости в мерный бак).

Вначале производится обкатка насоса на различных частотах вращения и при разном давлении масла в магистрали стенда в течение шести минут. При отсутствии дефектов (нагрев, заедание, посторонние шумы и прочее) насос далее испытывается на давление срабатывания клапанов и подачу [приложение 10, 11].

Приложение 10. Основные показатели масляных насосов при испытании и регулировке.

Марка дизельного двигателя Секция насоса Частота вращения валика насоса (мин-1) Давление в магистрали стенда (МПа) Производительность (дм3/мин)
нормальная (не менее) допустимая (не менее)
ЯМЗ-240Б Нагнетающая 1500 0,6 64 61
Радиаторная 0,15 18 16,5
ЯМЗ-238НБ Нагнетающая 1500 0,6 64 61
Радиаторная 0,05 11 10
Д-108 Нагнетающая 1100 0,20-0,24 51 48
А-41, А-01М Нагнетающая 1200 0,7-0,8 61 58
Радиаторная 0,15-0,20 15 14
СМД-60, СМД-62 Главная 1500 0,75-0,80 52 49,5
СМД-64 Предпусковая 2080 0,4-0,6 13,5 12,5
СМД-31А Нагнетающая 1410 0,65 120 114
СМД-23 Нагнетающая 1840 0,6-0,65 76 73
СМД-14 и модификации Нагнетающая 1410 0,6-0,65 60 55
Нагнетающая 2320 0,7-0,75 36 34
Д-240, Д-50, Д-50Л Нагнетающая 2800 0,7-0,75 43 40
Д-65Н, Д-48М Нагнетающая 2450 0,58-0,63 45 40
Д-37М, Д-37Е Нагнетающая 3000 0,7 42 39

Примечание. При испытании масляных насосов дизельных двигателей ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ, А-41, А-01М, СМД-60, СМД-62, СМД-64 разрежение на всасывании должно быть в пределах 12-15 кПа.

Приложение 11. Показатели регулировки клапанов масляных насосов.

Марка дизельного двигателя Клапан секции Давление открытия клапана (МПа)
ЯМЗ-240Б Редукционный нагнетающей 0,70-0,80
Предохранительный радиаторной 0,18-0,20
ЯМЗ-238НБ Редукционный радиаторной 0,75-0,80
Предохранительный радиаторной 0,08-0,12
Д-108 Редукционный 0,48-0,52
П-41, А-01М Редукционный нагнетающей 0,90-1,00
Предохранительный радиаторной 0,25-0,32
СМД-60, СМД-62 Редукционный главной 0,90-0,95
СМД-64 Предохранительный радиаторной 0,25-0,30
Перепускной и обратный предпусковой прокачки 0,04-0,05
СМД-23, СМД-31А Предохранительный 1,05-1,15
СМД-14 и его модификации Предохранительный 0,70-0,80 (давление закрытия)
Д-37М, Д-37Е Редукционный 0,58-0,62

При проведении испытания следует установить частоту вращения ведущего вала насоса и путём завёртывания вентиля повысить давление до срабатывания клапана (до вытекания струи рабочей жидкости). Регулировка давления осуществляется посредством изменения винтом усилия пружины либо постановкой прокладок под пружину до достижения соответствия давления срабатывания клапана техническим требованиям. При проведении проверки недопустимо подтекание рабочей жидкости через втулки и между крышкой и корпусом насоса.

Далее следует произвести снижение давления до рабочих значений, затем закрыть спускной вентиль мерного бака и определить подачу насоса за одну минуту по шкале на трубке указателя уровня (9).

Масляные фильтры. Характерные дефекты масляных фильтров: 1) - загрязнение фильтрующих элементов, влекущее за собой потерю пропускной способности;

2) – при повреждениях образование отверстий и щелей, пропускающих загрязнённое масло;

3) – трещины, обломы корпуса;

4) – срывы резьб;

5) – вмятины колпаков.

С целью очистки фильтрующие элементы грубой очистки масла следует кипятить в течение трёх часов в десятипроцентном растворе каустической соды, затем промыть водой. Далее их нужно поместить на 24 часа в моющую жидкость АМ-15 и промыть в растворе СМС. После проведения мойки необходимо проверить их пропускную способность путём определения  времени заполнения фильтра, погружённого в дизельное топливо при температуре 20 градусов Цельсия до уровня, отстоящего от верхней кромки на 30 мм. Время заполнения нового фильтрующего элемента до указанного уровня не должно превышать 20-ти секунд (бывшего в эксплуатации – 40 секунд). Повреждённые места площадью не более 5 квадратных сантиметров рекомендуется запаять.

Нарушения в работе реактивной масляной центрифуги характеризуются неравномерным шумом и выбегом ротора при остановке дизеля, а также подтеканием масла в соединениях (которое невозможно устранить затяжкой креплений). Прочистка выходных отверстий форсунок производится при помощи медной проволоки (диаметр проволоки 1,5-1,8 мм). Если зазор между втулками и осью ротора превышает 0,2 мм, то необходимо запрессовать новые втулки и развернуть их совместно в корпусе и крышке (выдерживая зазор 0,016-0,090 мм). Ось ротора необходимо затягивать с усилием 80-100 Н.м. Осевое перемещение ротора должно находиться в пределах 0,4-1,0 мм.

Проверка и регулировка собранных фильтров осуществляется на стенде КИ-9158, КИ-5278. При этом проверяется и регулируется давление открытия клапанов и частота вращения реактивной масляной центрифуги. Для проведения испытаний фильтр в сборе следует закрепить на плите (13) [рис. 96]. По манометрам (10) и (11) стенда определяется давление перед фильтром и после него. Значение давления открытия у контролируемого клапана проверяется и регулируется путём пропускания через него потока рабочей жидкости [прилож. 12].

Приложение 12. Показатели отрегулированных клапанов масляных фильтров.

Марка дизельного двигателя Давление открытия клапана (МПа)
сливного перепускного редукционного радиатора
ЯМЗ-240Б 0,50-0,53** 0,25-0,30
ЯМЗ-238НБ 0,47-0,50 0,20-0,24
Д-160 0,30-0,35 0,60-0,75 0,10-0,15
А-41, А-01М 0,45-0,50 0,08-0,11 0,11-0,16
СМД-60, СМД-62, СМД-64 0,45-0,57** 0,60-0,70
СМД-14, СМД-19, СМД-20 0,25-0,35 0,60-0,75
Д-240, Д-240Л 0,20-0,35 0,62-0,65* 0,06-0,07
Д-50, Д-50Л 0,25-0,35 0,55-0,58* 0,06-0,07
Д-65А, Д-65М 0,20-0,30 - 0,05-0,06
Д-37М - 0,50-0,60 0,06-0,12

* Давление открытия клапана центробежного фильтра.

 ** Давление открытия дифференциального клапана.

Чтобы проверить герметичность и частоту вращения ротора следует с центрифуги снять колпак и установить защитный кожух (технологический колпак). Придерживая ротор центрифуги рукой, нужно включить стенд и создать дросселем нормальное давление рабочей жидкости. При проведении данного испытания допустимо незначительное просачивание масла из-под втулок ротора, а также в местах соединения его с колпаком. При помощи пробора КИ-1308В [рис. 97] следует измерить частоту вращения ротора центрифуги.

прибор КИ-1308В для измерения частоты вращения ротора масляной центрифуги

Рис. 97. Прибор КИ-1308В для измерения частоты вращения ротора масляной центрифуги.

1) – Корпус;

2) – Крышка;

3) – Индекс;

4) – Язычок;

5) – Шкала.

Корпус (1) прибора КИ-1308В нужно навинтить на ось ротора, включить стенд и, укорачивая вылет язычка (4) путём поворота крышки (2), добиться максимальной амплитуды колебаний свободного конца язычка. На шкале (5) прибора будет видна частота вращения ротора [прилож. 13, 14]. Она определяется (ориентировочно) по времени вращения ротора после выключения стенда (по выбегу), которое должно составлять не менее 30 секунд, а для двигателей типа СМД – не менее 40 секунд.

Приложение 13. Основные показатели неполнопоточных центрифуг масляных фильтров при испытании на стенде.

Марка дизельного двигателя Давление масла на входе в центрифугу (МПа) Частота вращения ротора, не менее (мин-1)
ЯМЗ-283НБ, ЯМЗ-240Б 0,56-0,60  5000
СМД-14, СМД-19, СМД-20 0,80 5400
А-41, А-01М 0,75 5000

Приложение 14. Основные показатели полнопоточных масляных центрифуг при испытании на стенде.

Марка дизельного двигателя Давление масла на входе в центрифугу (МПа) Давление масла за центрифугой (МПа) Расход масла через ротор центрифуги (л/мин) Частота вращения ротора (мин-1)
А-41, А-01М 0,70 0,25-0,30 35 5000
СМД-60, СМД-62, СМД-64 0,80 0,30-0,35 45 5400
СМД-23 0,90 0,35 50 5000
СМД-14, СМД-15, СМД-17, СМД-18 0,80 0,35-0,35 40 5400
Д-240, Д-240Л 0,70 0,25-0,30  26 5500
Д-50, Д-50Л 0,70 0,25-0,30  14  5000
Д-65Н, Д-65М 0,70 0,25-0,30  20 5000
Д-37М, Д-37Е 0,60 0,25-0,35 15 5000

8*

Яндекс.Метрика