Принцип работы смазочной системы двигателя СМД-60 представлен на [рис. 1]. Через маслозаборник (2) с сетчатым фильтром грубой очистки масло одновременно поступает из поддона в основную нагнетательную (29) и радиаторную (28) секции масляного насоса (3). Нагнетательная секция подаёт масло по расположенному внутри двигателя трубопроводу, вертикальному каналу в картере, а также по наклонному каналу в правом блоке в масляный фильтр (полнопоточная центрифуга (10)), а радиаторная секция по трубке (22) – в масляный радиатор. Охлаждённое в радиаторе масло сливается по трубке (23) в нижнюю крышку блок-картера.
Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-60.
1) – Поддон блок-картера;
2) – Маслозаборник;
3) – Масляный насос;
4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;
5) – Сливной клапан;
6) – Компрессор;
7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;
8) – Главная масляная магистраль;
9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;
10) – Масляная центрифуга;
11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;
12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;
13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;
14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
15) – Фильтр турбокомпрессора;
16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;
17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;
19) – Маслозаливная горловина;
20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);
21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;
22) – Трубка для подвода масла к радиатору;
23) – Трубка для слива масла из радиатора;
24) – Насос предпусковой прокачки масла;
25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;
26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;
27) – Пробка сливного отверстия;
28) – Радиаторная секция масляного насоса;
29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;
30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;
31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;
32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;
33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;
34) – Сапун;
35) – Масляный канал в стержне шатуна;
36) – Поперечное сверление в коренной шейке;
37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;
38) – Опора шестерён топливного насоса;
39) – Топливный насос;
40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;
41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;
42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;
43) – Маслоуспокоитель.
В центрифуге смазочный материал разделяется на два потока. Поступившая к форсункам смазка создаёт реактивный момент (при выходе из них), который вращает ротор, а вытекшая из форсунок смазка сливается в нижнюю крышку картера. Остальной смазочный материал после очистки в роторе направляется по сверлениям в канал главной масляной магистрали (8), которая проходит вдоль блок-картера. Из главной масляной магистрали масло перетекает по наклонным каналам (9) в поперечных перегородках блок-картера в вертикальные каналы (18), которые идут от коренных подшипников коленчатого вала к соответствующим опорам подшипников распределительного вала. От коренных шеек смазка по сверлениям (36) и (37) в коленчатом валу направляется в масляные полости (30) шатунных шеек, а потом по сверлениям (35) в шатунах – к поршневым пальцам. С целью обеспечения устойчивой непрерывной подачи смазочного материала к шатунным шейкам сверления в коренных шейках сквозные.
Смазка, которая выходит из зазоров в шатунных и коренных подшипниках, подхватывается шатунами, щёками, а также противовесами коленчатого вала, дробится и разбрызгивается. В процессе движения поршня вверх капельки масла оседают на стенках гильз цилиндров, тем самым смазывая их и поршни.
Для подачи масла в смазочную систему перед пуском на двигателе СМД-60 установлен насос (24) предпусковой прокачки масла. Вентиляция картера реализована за счёт сапуна (34).