Смазочная система двигателя СМД-60. Принцип работы


* * *

Принцип работы смазочной системы двигателя СМД-60 представлен на [рис. 1]. Через маслозаборник (2) с сетчатым фильтром грубой очистки масло одновременно поступает из поддона в основную нагнетательную (29) и радиаторную (28) секции масляного насоса (3). Нагнетательная секция подаёт масло по расположенному внутри двигателя трубопроводу, вертикальному каналу в картере, а также по наклонному каналу в правом блоке в масляный фильтр (полнопоточная центрифуга (10)), а радиаторная секция по трубке (22) – в масляный радиатор. Охлаждённое в радиаторе масло сливается по трубке (23) в нижнюю крышку блок-картера.

Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-62

Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-60.

1) – Поддон блок-картера;

2) – Маслозаборник;

3) – Масляный насос;

4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;

5) – Сливной клапан;

6) – Компрессор;

7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;

8) – Главная масляная магистраль;

9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;

10) – Масляная центрифуга;

11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;

12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;

13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;

14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;

15) – Фильтр турбокомпрессора;

16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;

17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;

18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;

19) – Маслозаливная горловина;

20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);

21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;

22) – Трубка для подвода масла к радиатору;

23) – Трубка для слива масла из радиатора;

24) – Насос предпусковой прокачки масла;

25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;

26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;

27) – Пробка сливного отверстия;

28) – Радиаторная секция масляного насоса;

29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;

30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;

31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;

32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;

33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;

34) – Сапун;

35) – Масляный канал в стержне шатуна;

36) – Поперечное сверление в коренной шейке;

37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;

38) – Опора шестерён топливного насоса;

39) – Топливный насос;

40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;

41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;

42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;

43) – Маслоуспокоитель.

В центрифуге смазочный материал разделяется на два потока. Поступившая к форсункам смазка создаёт реактивный момент (при выходе из них), который вращает ротор, а вытекшая из форсунок смазка сливается в нижнюю крышку картера. Остальной смазочный материал после очистки в роторе направляется по сверлениям в канал главной масляной магистрали (8), которая проходит вдоль блок-картера. Из главной масляной магистрали масло перетекает по наклонным каналам (9) в поперечных перегородках блок-картера в вертикальные каналы (18), которые идут от коренных подшипников коленчатого вала к соответствующим опорам подшипников распределительного вала. От коренных шеек смазка по сверлениям (36) и (37) в коленчатом валу направляется в масляные полости (30) шатунных шеек, а потом по сверлениям (35) в шатунах – к поршневым пальцам. С целью обеспечения устойчивой непрерывной подачи смазочного материала к шатунным шейкам сверления в коренных шейках сквозные.

Смазка, которая выходит из зазоров в шатунных и коренных подшипниках, подхватывается шатунами, щёками, а также противовесами коленчатого вала, дробится и разбрызгивается. В процессе движения поршня вверх капельки масла оседают на стенках гильз цилиндров, тем самым смазывая их и поршни.

Для подачи масла в смазочную систему перед пуском на двигателе СМД-60 установлен насос (24) предпусковой прокачки масла. Вентиляция картера реализована за счёт сапуна (34).

17*

Яндекс.Метрика