Смазочная система двигателя СМД-60. Общее устройство


* * *

Принципиальная схема смазочной системы двигателя СМД-60 представлена на [рис. 1].

Из поддона (1) блок-картера масло через маслозаборник (2) засасывается шестерёнными насосами (3) и (24) и под определённым давлением подаётся по каналам (8), (31), (35), (37), (42) и трубопроводам (11) и (22) для смазывания деталей и механизмов двигателя.

Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-62

Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-60.

1) – Поддон блок-картера;

2) – Маслозаборник;

3) – Масляный насос;

4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;

5) – Сливной клапан;

6) – Компрессор;

7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;

8) – Главная масляная магистраль;

9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;

10) – Масляная центрифуга;

11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;

12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;

13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;

14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;

15) – Фильтр турбокомпрессора;

16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;

17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;

18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;

19) – Маслозаливная горловина;

20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);

21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;

22) – Трубка для подвода масла к радиатору;

23) – Трубка для слива масла из радиатора;

24) – Насос предпусковой прокачки масла;

25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;

26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;

27) – Пробка сливного отверстия;

28) – Радиаторная секция масляного насоса;

29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;

30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;

31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;

32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;

33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;

34) – Сапун;

35) – Масляный канал в стержне шатуна;

36) – Поперечное сверление в коренной шейке;

37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;

38) – Опора шестерён топливного насоса;

39) – Топливный насос;

40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;

41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;

42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;

43) – Маслоуспокоитель.

В процессе работы двигателя происходит нагрев и загрязнение масла. Очистка масла выполняется в масляных центрифугах (10), полостях (30) шатунных шеек, масляных фильтрах (15) и маслозаборнике (2). Для охлаждения масла применяются масляные радиаторы.

Автоматизация работы смазочной системы (поддержание давления в требуемых пределах и бесперебойное смазывание деталей) достигается посредством установки редукционного (4), перепускных (7), (14), (25), обратного (21), предохранительного (26) и сливного (5) клапанов.

Контрольные устройства в виде маслоизмерительного щупа (20), манометров (13) и (40) и прочего предназначены для визуального наблюдения, а также контроля за состоянием смазочной системы.

В двигателе СМД-60 (СМД-62 и СМД-66) смазка под давлением подаётся к коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного вала и газораспределительного механизма, поршневым пальцам, втулкам шестерён топливного насоса, подшипникам вала водяного насоса. Смазка остальных единиц и деталей КШМ и ГРМ осуществляется разбрызгиванием.

Смазка в двигатель СМД-60 заливается через горловину (19), установленную на левом колпаке головки цилиндров. Масло стекает через полости к головке цилиндров и блок-картере в поддон (нижнюю крышку картера).

С целью предотвращения вспенивания масла в нижней крышке картера смонтирован маслоуспокоитель (27). Для слива масла используется пробка (27), расположенная в нижней части поддона (крышки картера).

17*

Яндекс.Метрика