Принципиальная схема смазочной системы двигателя СМД-60 представлена на [рис. 1].
Из поддона (1) блок-картера масло через маслозаборник (2) засасывается шестерёнными насосами (3) и (24) и под определённым давлением подаётся по каналам (8), (31), (35), (37), (42) и трубопроводам (11) и (22) для смазывания деталей и механизмов двигателя.
Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-60.
1) – Поддон блок-картера;
2) – Маслозаборник;
3) – Масляный насос;
4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;
5) – Сливной клапан;
6) – Компрессор;
7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;
8) – Главная масляная магистраль;
9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;
10) – Масляная центрифуга;
11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;
12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;
13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;
14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
15) – Фильтр турбокомпрессора;
16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;
17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;
19) – Маслозаливная горловина;
20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);
21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;
22) – Трубка для подвода масла к радиатору;
23) – Трубка для слива масла из радиатора;
24) – Насос предпусковой прокачки масла;
25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;
26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;
27) – Пробка сливного отверстия;
28) – Радиаторная секция масляного насоса;
29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;
30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;
31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;
32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;
33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;
34) – Сапун;
35) – Масляный канал в стержне шатуна;
36) – Поперечное сверление в коренной шейке;
37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;
38) – Опора шестерён топливного насоса;
39) – Топливный насос;
40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;
41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;
42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;
43) – Маслоуспокоитель.
В процессе работы двигателя происходит нагрев и загрязнение масла. Очистка масла выполняется в масляных центрифугах (10), полостях (30) шатунных шеек, масляных фильтрах (15) и маслозаборнике (2). Для охлаждения масла применяются масляные радиаторы.
Автоматизация работы смазочной системы (поддержание давления в требуемых пределах и бесперебойное смазывание деталей) достигается посредством установки редукционного (4), перепускных (7), (14), (25), обратного (21), предохранительного (26) и сливного (5) клапанов.
Контрольные устройства в виде маслоизмерительного щупа (20), манометров (13) и (40) и прочего предназначены для визуального наблюдения, а также контроля за состоянием смазочной системы.
В двигателе СМД-60 (СМД-62 и СМД-66) смазка под давлением подаётся к коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного вала и газораспределительного механизма, поршневым пальцам, втулкам шестерён топливного насоса, подшипникам вала водяного насоса. Смазка остальных единиц и деталей КШМ и ГРМ осуществляется разбрызгиванием.
Смазка в двигатель СМД-60 заливается через горловину (19), установленную на левом колпаке головки цилиндров. Масло стекает через полости к головке цилиндров и блок-картере в поддон (нижнюю крышку картера).
С целью предотвращения вспенивания масла в нижней крышке картера смонтирован маслоуспокоитель (27). Для слива масла используется пробка (27), расположенная в нижней части поддона (крышки картера).