Надёжность системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А в основном зависит от работы вентилятора, а также от состояния поверхностей охлаждения на головках и цилиндрах. В систему охлаждения вентилятором подаётся порядка 28 м3 в минуту (при 1600 об/мин коленчатого вала). Данного количества воздуха достаточно для нормальной работы двигателя с полной нагрузкой (при температуре воздуха не более +40 град. Цельсия).
Уменьшение производительности вентилятора влечёт за собой ухудшение работы двигателя. Причиной снижения производительности вентилятора является проскальзывание ремня вследствие его замасливания либо ослабления натяжения, а также засорения сетки. Следует содержать в чистоте поверхности охлаждающих рёбер и наружных стенок, расположенные на головках и цилиндрах. Небольшое их замасливание влечёт за собой образование грязевого слоя, который формируется за счёт пыли, оседающей на масло. Через такие поверхности практически не отводится тепло, что приводит к перегреву двигателя. Через каждые 60 мото/ч необходимо проверять и (в случае необходимости) регулировать натяжение ремня вентилятора, а также очищать поверхности рёбер и межрёберные пространства цилиндров и головок. После 240 мото/ч нужно очищать лопасти рабочего колеса и направляющего аппарата вентилятора.
Кожух (2) [рис. 1] должен плотно прилегать к планкам, дефлектору, а также направляющему аппарату.
Рис. 1. Схема движения воздуха в системе охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Масляный радиатор;
2) – Кожух;
3) – Замок;
4) – Задний дефлектор;
5) – Цилиндр;
6) – Шпилька крепления среднего дефлектора;
7) – Средний дефлектор;
8) – Передний дефлектор;
9) – Ротор вентилятора;
10) – Направляющий аппарат вентилятора;
11) – Каркас защитной сетки.
Правильным считается натяжение ремня в том случае, когда в средней части ветви (между шкивами вентилятора и коленчатого вала) ремень прогибается на 15-22 мм от усилия в 4 кг. Чтобы произвести натяжку ремня вентилятора системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А необходимо ослабить гайки (3) [рис. 2] и планкой (2) переместить генератор до нужного положения, после чего затянуть гайки. Особое внимание следует уделить правильному натяжению ремня в первые 60 мото/ч работы двигателя.
Рис. 2. Схема натяжения ремня вентилятора системы охлаждения двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Кронштейн;
2) – Планка;
3) – Гайка;
4) – Генератор;
5) – Ремень.
С целью предупреждения перегрева в головке четвёртого цилиндра установлен сигнализатор (2) [рис. 3], который при температуре головки более 175 град. Цельсия замыкает электроцепь лампочки в контрольном фонаре, после чего на приборном щитке загорается сигнальная лампа красного цвета. В данном случае необходимо остановить двигатель и установить причину перегрева, которой могут быть: слабое натяжение ремня вентилятора, засорение межрёберного пространства в головках и цилиндрах, перегрузка двигателя и повышенный удельный расход топлива при ненормальной работе топливной аппаратуры.
Рис. 3. Сигнализатор перегрева двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Головка цилиндров;
2) – Сигнализатор РС-403Д.
Регулировка теплового режима двигателя осуществляется посредством съёмного диска, а также путём включения либо выключения масляного радиатора. Если температура воздуха менее +5 град. Цельсия, то необходимо отключить масляный радиатор и установить на вентилятор диск. При достаточно высокой температуре воздуха диск снимается, а радиатор включается в систему.