Техническое обслуживание системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Через 10-60 мото/ч работы (в зависимости от запылённости воздуха) необходимо проверять состояние инерционной головки воздухоочистителя и (в случае необходимости) очищать отверстия в крышке и отверстия для выброса пыли; проверять и (в случае необходимости) заменять масло в поддоне. При эксплуатации трактора Т-40 либо Т-40А в условиях сильной запылённости воздуха следует надевать на инерционную головку марлевый мешочек, оставляя отверстия для выброса пыли открытыми. Заливать масло в поддон воздухоочистителя нужно не выше средней линии кольцевого выступа. Излишки масла засасываются в камеру сгорания, что влечёт за собой увеличенное нагарообразование, а также повышение оборотов коленчатого вала (вплоть до «разноса»).

В процессе проверки уровня масла в поддоне запрещено снимать поддон на работающем двигателе трактора, так как масло попадёт в цилиндры.

После 60 мото/ч работы трактора Т-40 либо Т-40А в условиях большой запылённости следует осмотреть и (в случае необходимости) промыть фильтрующие элементы (в бензине, дизельном топливе либо тёплой воде с мылом). После промывки фильтры нужно отжать и высушить. Чтобы произвести промывку фильтрующих элементов требуется снять поддон, далее повернуть замковую шайбу, вывести её выступы из прорезей на трубе воздухоочистителя и вынуть кассету с фильтрующим элементом. При ТО-2 (через 480 мото/ч) производится очистка и промывка воздухоочистителя.

Помимо технического обслуживания кассеты, поддона и крышки на инерционной головке, проверяется качество уплотнений в самом воздухоочистителе, а также на всём пути воздуха к головкам цилиндров. Во время размещения кассеты нужно обратить внимание на установку малого уплотнительного кольца. Оно надевается на трубу с натягом и поджимается к кассете по всей окружности.

Чем лучше происходит очистка воздуха от пыли, тем меньше изнашиваются детали двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Небольшой объём грязного воздуха, который через неплотности проникает в цилиндры и вызывает преждевременный износ двигателя. Чтобы проверить подсос неочищенного воздуха необходимо снять инерционную головку, снизить до минимальных обороты коленчатого вала двигателя, после чего плотно закрыть трубу воздухоочистителя каким-нибудь предметом. В случае отсутствия подсоса воздуха произойдёт немедленная остановка двигателя. Если же двигатель работает либо остановился не сразу, это указывает на подсос воздуха. В таком случае нужно найти и устранить неплотности в соединениях.

Надёжная работа топливной аппаратуры двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А обеспечивается только на качественном топливе. Поэтому к топливу, которое заправляется в бак и поступает потом к топливному насосу и форсункам, предъявляются высокие требования.

В бак заливается чистое топливо. Следует своевременно выпускать отстой из бака и фильтров, очищать и промывать их и производить замену фильтрующих элементов тонкой очистки. Помимо этого, периодически проверяются и регулируются форсунки и топливный насос. При температуре окружающего воздуха от 0 град. Цельсия и выше используется летнее топливо (Л), а при температуре от 0 и до -30 град. Цельсия – зимнее топливо (З). Заменять рекомендованные марки топлива запрещено, в противном случае нарушится нормальная работа двигателя, повысится нагарообразование и увеличится износ деталей топливной аппаратуры. Некачественное топливо является основной причиной неисправностей топливной аппаратуры.

Хранение, фильтрация топлива, а также заправка топливного бака тракторов Т-40 и Т-40А. Для хранения топливо сливается в чистую тару, на которой отсутствует накипь, ржавчина и прочие загрязнения. Тара должна иметь вентиляционное отверстие и быть защищена от попадания пыли и воды внутрь. Резервуары требуется периодически очищать и промывать, а отстой и воду  сливать через спускной кран. Забор топлива из бочек осуществляется посредством шланга, который на 75 мм не должен доходить до дна. Остатки топлива нужно слить в одну бочку, где оно также отстоится, после чего будет готово к использованию. Бочки необходимо хранить под навесом либо накрывать брезентом. Перед отвертыванием пробки на бочках тщательно очищаются. Запрещено взбалтывание топлива и оставление открытыми пустых либо наполненных топливом бочек. Заправка трактора в борозде осуществляется с тележек с насосом либо самотёком.

Заправочный шланг должен быть снабжён металлическим наконечником, отверстие которого закрывается крышкой. Применять для заправки вёдра и воронки допускается только в исключительных случаях ввиду трудоёмкого содержания их в чистоте. Рекомендуется хранить заправочную посуду в закрытом ящике, а перед заправкой промывать её дизельным топливом. Топливо перед заправкой в бак трактора должно отстояться не менее 48 ч. Заправка производится через бязь либо фланель (ворсом обращена в сторону неочищенного топлива), что позволяет предупредить попадание песка и прочих загрязнений в систему питания и соответственно продлить ресурс фильтров. Бязь либо фланель закладывается в воронку для заливки топлива и промывается в дизельном топливе перед каждой заправкой.

Техническое обслуживание топливного бака тракторов Т-40 и Т-40А. Заполнение бака топливом производится в течение всего рабочего дня, что предупреждает конденсацию водяных паров из воздуха, имеющегося в баке, и даёт топливу возможность отстояться за ночь. Слив отстоя из бака осуществляется через каждые 60 мото/ч.

Через 960 мото/ч необходимо промывать сетку, расположенную в заливной горловине, а также бак. Для этого нужно слить топливо и отстой из бака, снять бак с трактора и несколько раз ополоснуть дизельным топливом его внутренние стенки для смыва осадка. Оставлять горловину топливного бака открытой запрещено. Недопустимо полное израсходование топлива из бака.

Заполнение системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А топливом. В систему питания воздух попадает после промывки либо замены фильтрующих элементов. Колпаки фильтров следует ставить заполненными топливом. Небольшой объём воздуха, который остаётся в системе, уходит по сливному трубопроводу (15) [рис. 1] при прокручивании коленчатого вала в процессе запуска двигателя. При необходимости используется ручной насос. Для этого нужно отвернуть рукоятку (1) [рис. 2] ручного насоса и прокачать систему. После этого слегка отвернуть пробку (2) на головке топливного насоса и выпустить воздух. Далее завернуть рукоятку ручного насоса до отказа таким образом, чтобы между прокладкой в корпусе насоса и поршнем насоса было обеспечено надёжное уплотнение, не допускающее подсос воздуха в процессе работы двигателя.

Схема системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А
Кликните левой кнопкой мыши для увеличения

Рис. 1. Схема системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А.

1) – Регулятор топливного насоса;

2) – Трубка от фильтра грубой очистки к топливному насосу;

3) – Подкачивающий насос;

4) – Трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу;

5) – Трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки;

6) – Ручной насос;

7) – Трубка к подкачивающему насосу;

8) – Топливный насос;

9) – Воздухоочиститель;

10) – Свеча накаливания;

11) – Впускной трубопровод;

12) – Трубки высокого давления;

13) – Форсунка;

14) – Сливной топливопровод от форсунок;

15) – Сливной топливопровод к баку;

16) – Фильтр грубой очистки;

17) – Фильтр тонкой очистки;

18) – Топливопровод от бака;

19) – Крышка заливной горловины топливного бака;

20) – Прокладка;

21) – Заклёпка;

22) – Корпус фильтра;

23) – Фильтрующий элемент;

24) – Отверстия;

25) – Заливная горловина;

26) – Сетчатый фильтр;

27) – Мерная линейка;

28) – Патрубок мерной линейки;

29) – Топливный бак;

30) – Сливной кран;

31) – Проходной кран;

32) – Топливопровод от бака к фильтру-отстойнику;

33) – Фильтр-отстойник;

34) – Направляющая трубка;

35) – Сетка;

36) – Колпак;

37) – Винт.

Удаление воздуха из системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А

Рис. 2. Удаление воздуха из системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А.

1) – Рукоятка ручного насоса;

2) – Пробка для спуска воздуха.

Техническое обслуживание топливных фильтров системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А заключается в периодическом выпуске отстоя, промывке фильтров, а также замене в фильтре тонкой очистки фильтрующих элементов.

Через каждые 60 мото/ч осуществляется слив отстоя из фильтра-отстойника, а также фильтров тонкой и грубой очистки. Через 240 мото/ч необходимо промывать сетку фильтра грубой очистки, а через 960 мото/ч – сетку фильтра-отстойника. Через 960 мото/ч производится замена фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки. Чтобы выпустить отстой из фильтра тонкой очистки нужно вывернуть пробки (2) [рис. 3]. Для выпуска отстоя из фильтра грубой очистки и фильтра-отстойника нужно снять и промыть колпаки, после чего слить отстой. Чтобы произвести промывку сетки фильтра грубой очистки требуется снять колпак (27) [рис. 4], отвернуть корпус (23) сетки вместе с сеткой (25) и промыть её в дизельном топливе.

Выпуск отстоя из фильтров тонкой очистки системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А

Рис. 3. Выпуск отстоя из фильтров тонкой очистки системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А.

1) – Фильтры;

2) – Пробки.

Топливные фильтры двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 4. Топливные фильтры двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Пробка;

2) – Бонка;

3) – Пружина;

4) – Шайба;

5) – Уплотнительное кольцо;

6) – Стержень;

7) – Фильтрующий элемент;

8) – Колпак фильтра тонкой очистки;

9) – Трубка от подкачивающего насоса;

10) – Прокладки;

11) – Корпус;

12) – Канал;

13) – Трубка от фильтра тонкой очистки к насосу;

14) – Гайка;

15) – Канал;

16) – Сливной топливопровод;

17) – Калиброванное отверстие;

18) – Болт штуцера;

19) – Сливной топливопровод к баку;

20) – Топливопровод от бака;

21) – Пружинная шайба;

22) – Гайка;

23) – Корпус сетки;

24) – Направляющая шайба;

25) – Сетка;

26) – Успокоитель;

27) – Колпак фильтра грубой очистки;

28) – Барашковая гайка;

29) – Сетчатая трубка;

30) – Фильтровальная бумага;

31) – Хлопчатобумажная пряжа.

После промывки сетки ставится направляющая шайба (24), затем пружинная шайба (21) и завёртывается гайка (22) вместе с корпусом сетки, после чего ставится колпак.

У фильтра-отстойника снимается колпак и сетка и промываются в дизельном топливе. Чтобы заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива необходимо отвернуть гайку (14) и отъединить колпак вместе с элементом (7) от корпуса, после чего вынуть элемент. При отсутствии новых фильтрующих элементов допускается восстановление старых, путём удаления одного слоя пряжи.

Перед сборкой необходимо промыть все детали фильтра в дизельном топливе. В процессе установки фильтрующего элемента следует проконтролировать плотность прилегания торцовых поверхностей катушки к плоскости корпуса и упорной шайбе (4). Торцы трубки (29) с каждой стороны элемента должны утопать в катушке на 2-5 мм. Фильтровальная бумага должна выступать у концов элемента на 3-6 мм (с развальцовкой выступающих концов на торцы). Допускается разрезание выступающих при развальцовке концов. Поджим элементов осуществляется пружиной (3) с определённым усилием. При малом усилии неочищенное топливо проходит по торцам катушки, а также около уплотнительного кольца (5). Большое усилие приводит к возрастанию сопротивления элемента и уменьшению количества топлива, которое поступает в головку топливного насоса. Пружина (3) должна сжиматься на 23 мм под грузом 8,5-11,5 кг.

Для увеличения срока службы элементов на них (снаружи) надеваются фланелевые мешочки, которые периодически промываются. По мере загрязнения фильтров возрастает их сопротивление. Соответственно происходит уменьшение количества топлива, которое поступает в головку топливного насоса. В случае сильного загрязнения фильтров количество топлива уменьшится до такой степени, что двигатель не сможет развивать полную мощность и начнёт работать с перебоями. В этом случае необходимо остановить двигатель, промыть сетку фильтра грубой очистки, а также заменить фильтрующие элементы тонкой очистки топлива.

Трубка (9) подключается к отверстию, которое расположено ближе к картеру двигателя. Если перепутать места подсоединения трубок (9) и (13) к фильтру, то произойдёт подача нефильтрованного топлива в топливный насос, что приведёт к преждевременному износу плунжерных пар насоса.

Техническое обслуживание топливного насоса и регулятора системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А заключается в проверке уровня масла (через каждые 60 мото/ч). Масло доливается (в случае необходимости) через отверстие на боковой стенке регулятора до его появления в контрольном отверстии на корпусе насоса. При чрезмерном количестве масла в корпусе регулятора произойдёт замедление вращения грузов, что вызовет резкое увеличение оборотов двигателя и приведёт к аварии. Замена масла производится через 240 мото/ч. Для этого необходимо вывернуть из корпуса регулятора пробку, слить отработанное масло и заполнить насос и регулятор дизельным маслом, что идёт для заправки масляного картера двигателя. Промывка корпуса топливного насоса и регулятора, а также сапуна и сливной трубки насоса осуществляется через 960 мото/ч.

Запрещена регулировка либо замена деталей топливного насоса в полевых условиях, так как данные операции требуют особой чистоты, специальных стендов и инструментов. Выявленные дефекты, а также нарушения в регулировках топливного насоса и регулятора устраняются в условиях специально оборудованных мастерских.

Техническое обслуживание форсунок системы питания двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т40А. Перед установкой необходимо промыть форсунки в чистом керосине, бензине либо дизельном топливе. Особое внимание нужно уделить чистоте места присоединения трубки высокого давления.

Установка форсунки на двигатель Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А производится таким образом, чтобы ось резьбового отверстия, в которое ввёрнут фильтр, находилась в плоскости, перпендикулярной к продольной оси коленчатого вала и проходящей через середину цилиндра. Отклонение в установке форсунки приведёт к ухудшению работы двигателя. Следует контролировать зазор между отверстием в головке и корпусом распылителя по всему диаметру, а также уплотнение между головкой и торцом форсунки. Прорывающиеся между головкой и форсункой газы приводят к перегреву форсунок и выводу из строя распылителей.

1*

Яндекс.Метрика