Топливный насос высокого давления, устанавливаемый на двигатель Д-160 трактора Т-130М – секционный, четырёхплунжерный, включает в себя четыре секции (28) [рис. 1], механизм привода плунжера (16) секций, механизм регулирования подачи топлива, корректор подачи топлива. Все элементы секции расположены в стальном корпусе. Плунжер (16) и гильза (18) для получения необходимой плотности притёрты и подобраны друг к другу с зазором 0,001-0,002 мм.
Рис. 1. Топливный насос высокого давления системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Стопорная пластина;
2) – Болт;
3) – Контргайка;
4) – Тяга рейки;
5) – Крышка коллектора;
6) – Стопорный угольник;
7) – Пружина толкателя;
8) – Регулировочная муфта;
9) – Толкатель;
10) – Контргайка;
11) – Отражательная тарелка;
12) – Регулировочный хвостовик толкателя;
13) – Заглушка;
14) – Резиновое кольцо;
15) – Зубчатый сектор;
16) – Плунжер;
17) – Гильза плунжера;
18) – Седло обратного клапана;
19) – Соединительная трубка подвода топлива к секции насоса;
20) – Уплотнительное кольцо;
21) – Уплотнительное кольцо;
22) – Обратный клапан;
23) – Стопорный штифт;
24) – Пружина обратного клапана;
25) – Продувочная игла;
26) – Стопорное кольцо;
27) – Штуцер топливопровода высокого давления;
28) – Секция насоса;
29) – Стопорный винт гильзы плунжера;
30) – Болт;
31) – Угольник крепления секции;
32) – Направляющая пластина рейки;
33) – Упорное кольцо тяги рейки;
34) – Поводок рейки;
35) – Крышка бокового люка;
36) – Рейка;
37) – Передняя втулка кулачкового вала;
38) – Корпус насоса;
39) – Пробка заливного отверстия;
40) – Нижняя крышка;
41) – Направляющий палец толкателя;
42) – Пробка сливного отверстия;
43) – Ролик;
44) – Кулачковый вал;
45) – Ось ролика;
46) – Задняя опорная втулка кулачкового вала;
47) – Упорная шайба;
48) – Крышка заднего подшипника.
Секция топливного насоса посредством плунжера (19) [рис. 2], движущегося в гильзе (18), под большим давлением подаёт топливо через форсунки в камеру сгорания двигателя Д-160 трактора Т-130М.
Рис. 2. Секция топливного насоса высокого давления системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Защитный стаканчик;
2) – Зубчатый сектор плунжера;
3) – Стяжной винт;
4) – Деревянная пробка;
5) – Уплотнительное кольцо;
6) – Боковое отверстие в гильзе;
7) – Продувочная игла;
8) – Стопорный штифт;
9) – Защитный колпачок;
10) – Пружина обратного клапана;
11) – Стопорное кольцо;
12) – Штуцер;
13) – Обратный клапан;
14) – Седло обратного клапана;
15) – Медное уплотнительное кольцо;
16) – Корпус секции;
17) – Стопорный винт гильзы;
18) – Гильза плунжера;
19) – Плунжер;
С) – Метка на плунжере;
В) – Риска на трубчатом секторе;
Д) – Сетка на зубе зубчатого сектора.
Подобранные пары плунжер-гильза подвергаются специальному испытанию на плотность. Их разделяют на две группы. На насос устанавливается комплект пар (плунжер-гильза) одной и той же группы с целью обеспечения равномерности подачи топлива на насос. На корпусе секции возле стопорного винта гильзы выбит номер группы. В надплунжерную полость топливо подводится через боковое отверстие (6) в гильзе диаметром 3+0,05 мм. Сообщение надплунжерного пространства с кольцевой канавкой реализовано через продольный паз, имеющийся на головке плунжера. Необходимый для изменения количества подаваемого плунжером топлива косой срез расположен в нижней части головки. При повороте плунжера влево уменьшается количество топлива, подаваемого секцией [рис. 3].
Рис. 3. Схема работы плунжерной пары топливного насоса высокого давления системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
А) — Заполнение топливом плунжерного пространства;
Б) – Нагнетательный ход плунжера;
В) – Прекращение подачи топлива (отсечка);
I) – Максимальная подача топлива;
II) – Подача топлива отключена.
При повороте плунжера влево таким образом, чтобы продольный паз на головке был обращён к впускному отверстию (6), нагнетания топлива не будет.
С целью уменьшения в выхлопном тракте смоло- и нагарообразования (в особенности при работе в условиях низких температур) производится автоматическое отключение на холостом ходу 2-го и 3-го цилиндров [рис. 4].
Рис. 4. Схема автоматического отключения цилиндров 2 и 3 при работе двигателя Д-160 трактора Т-130М.
А) – В момент пуска и под нагрузкой;
Б) – На холостом ходу;
1) – Гильза;
2) – Плунжер;
3) – Зубчатый сектор плунжера;
4) – Рейка;
5) – Плоскость блока насоса.
В результате этого происходит возрастание нагрузки в 1-ом и 4-ом цилиндрах, повышение температуры, осуществляется более полное сгорание топлива и значительное уменьшение выброса в выхлопные каналы частиц несгорающего топлива, образующих смолистые отложения. С целью отключения на холостом ходу 2-го и 3-го цилиндров у плунжеров II и III секций топливного насоса предусмотрен расширенный перепускной продольный паз, а также увеличена высота отсечной кромки косого среза.
II и III секции являются невзаимозаменяемыми с I и IV и для отличия от них снабжены меткой 0 (отключение), которая выбита ниже стопорного винта гильзы, а их плунжеры имеют отличительный поясок, который расположен в нижней цилиндрической части.
Алюминиевый зубчатый сектор надет на плунжер (в нижней части) и закреплён при помощи стяжного болта. Установочная риска «Д» нанесена на один из зубцов сектора. Данную риску при сборке насоса следует совместить с риской на впадине зубца рейки (36) [рис. 1] топливного насоса. Подача топлива секцией насоса изменяется путём поворота зубчатого сектора относительно плунжера. На шейке плунжера предусмотрены две лыски под ключ для удерживания плунжера при повороте зубчатого сектора. Снизу у плунжера имеется головка, входящая в паз регулировочного винта толкателя насоса.
Над гильзой плунжера размещён обратный клапан (13) [рис. 2]. При ходе плунжера вниз он перекрывает нагнетательные каналы (в секции, трубке высокого давления, форсунке) от пространства в гильзе над плунжером. Клапан около тарелки имеет разгрузочный цилиндрический поясок, который при вхождении клапана в седло (14) создаёт разрежение в нагнетательном канале и увеличивает его объём. Этим обусловлено быстрое падение давления в канале. Из-за такого устройства обратного клапана игла распылителя форсунки быстро садится на место и реализуется резкая отсечка впрыска топлива без подтекания его из распылителя. Пружина (10), установленная в штуцере (12), прижимает клапан к седлу. Клапан и седло притёрты и подобраны парами с зазором 0,006 мм. Указанной посадкой обратного клапана достигается достаточная лёгкость его движения в гнезде при необходимой плотности посадки разгрузочного пояска.
Медное уплотнительное кольцо (15) устанавливается между седлом обратного клапана и нижним торцом штуцера. На торцевые поверхности данного кольца (с целью лучшего уплотнения кольца) нанесены кольцевые канавки.
Штуцер в верхней части снабжён наружной резьбой для подсоединения топливопровода высокого давления, идущего к форсунке. Снаружи штуцер снабжён зубцами, на которые надевается стопорное кольцо (11), удерживающее штуцер от проворачивания. Продувочная игла с запирающим конусом (7) ввёрнута в верхнее отверстие канала. Игла предназначена для выпуска воздуха из топливной системы.
На заводе изготовителе производится регулировка каждой секции на максимальную подачу топлива. После этого на торцевую поверхность зубчатого сектора наносится риска «В» против метки «С» плунжера, что позволяет легко установить сектор на место при повороте его относительно плунжера.
Секция в собранном виде устанавливается в корпусе насоса на два установочных штифта и закрепляется посредством четырёх болтов (30) [рис. 1] при помощи прижимных угольников (31). Между корпусом насоса и корпусом секции на соединительную трубку (19) надевается резиновое уплотнительное кольцо (20).