Техническое обслуживание коробок передач заключается в периодической проверке и подтяжке резьбовых соединений всех типов, контроле уровня масла в их картерах и его доливке либо полной замене, а также в выполнении (согласно инструкциям завода-изготовителя) необходимых регулировок. В процессе осмотра коробок нужно обращать внимание на состояние различных прокладок и сальниковых уплотнений с целью своевременного предупреждения попадания в картер грязи и пыли и утечек масла. Проверка уровня масла выполняется посредством контрольных пробок либо масломерных линеек и щупов. При этом следует производить тщательную очистку места осмотра и удостовериться в исправности резьбы заливных, контрольных и спускных пробок, а также в процессе замеров и доливке масла предотвратить попадание посторонних жидкостей и абразива внутрь картеров.
Слив отработанного масла должен выполняться сразу по окончании работы трактора, ввиду того, что вместе с тёплым маслом происходит удаление основной массы продуктов износа. Для промывки в картер коробки передач необходимо залить дизельное топливо, после чего дать коробке передач поработать порядка 4-8 минут, а затем слить промывочное топливо. Коробки передач и прочие механизмы трансмиссии следует заправлять только тем видом трансмиссионного масла, которое указано в руководстве по эксплуатации, с обязательным выполнением его предварительного отстаивания и фильтрации.
Внешние признаки неисправности коробки передач:
1) – повышенный шум в процессе работы либо при включении передач;
2) – трудность либо невозможность включения передачи;
3) – самопроизвольное выключение передачи (в КПП без блокировочного механизма);
4) – повышенный нагрев картера;
5) – частая доливка масла.
Шум в процессе работы является признаком повышенного износа шестерён и подшипников. В данном случае требуется разборка КПП и замена дефектных деталей. Шум в процессе включения передачи является признаком нарушения регулировки сцепления либо его тормозков (в случае их наличия). При этом при выключенном сцеплении шестерни не останавливаются и их зубья входят в зацепление с ударами, что ведёт к их выкрашиванию либо образованию забоин, которые затрудняют включение передачи.
Также трудность включения сопряжена с образованием забоин на шлицевой части валов, их значительном перекосе по причине износа подшипников и нарушениях в работе блокировочного механизма. Данные дефекты устраняются путём соответствующих регулировок, зачистки забоин, а также замены деталей.
Причиной самовыключения передачи может являться значительный износ зубьев шестерён и формирование в них повышенных осевых усилий, которые выключают фиксаторы. Устранение дефекта сводится к замене шестерён и фиксаторов.
На неисправности сальников и прокладок указывают частая доливка масла и повышенный нагрев картера. В случае, когда дефект не удаётся устранить посредством подтяжки резьбовых соединений – требуется замена сальников и уплотнительных прокладок.