Назначение, устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей


* * *

У многоприводных тракторов и автомобилей за коробкой передач монтируют раздаточную коробку, которая служит для распределения мощностного потока по нескольким ведущим мостам (потребителям).

По количеству ступеней передаточных чисел раздаточные коробки подразделяются на одноступенчатые и двухступенчатые, а по типу привода – с блокированным либо дифференциальным приводом на ведущие мосты.

Блокированный привод раздаточной коробки характеризуется распределением на ведущие мосты крутящего момента, который пропорционально приложен к мостам сопротивлениям движению. Дифференциальный тип основан на отношении моментов, которые передаются различным мостам, и определяется внутренним передаточным значением дифференциала. В случае симметричности дифференциального механизма распределение моментов между мостами реализуется поровну.

На тракторах К-701 и Т-150К, а также на автомобилях повышенной проходимости (легковые и грузовые автомобили малой и средней грузоподъёмности) устанавливается блокированный тип привода. Предъявляемые к раздаточным коробкам требования аналогичны требованиям, распространяющимся на коробки передач.

Как правило, на автомобилях ходоуменьшители размещаются в раздаточных коробках, тогда как на тракторах они компонуются в отдельном картере и предназначаются для получения малых скоростей передвижения.

На [рис. 1] представлена двухскоростная раздаточная коробка блокированного типа автомобиля ЗИЛ-131, чья колёсная формула 6х6.

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

Рис. 1. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131.

1) – Ведущий вал;

2) – Вал привода задних мостов;

3) – Вал привода переднего моста;

4) – Зубчатая муфта;

5) – Зубчатая муфта;

6) – Зубчатая муфта.

К ведущему валу (1) энергия передаётся от вторичного вала КПП. Затем, на прямой передаче силовой поток на средний и задний мосты через зубчатую муфту (4) и вал (2) передаётся без потерь, на передний мост – через пару шестерён, на вал (3) – через зубчатую муфту (6).

На пониженной ступени энергия передаётся к среднему и заднему мостам на вал (2) через пары шестерён и зубчатую муфту (5), а на передний мост (на вал (3)) – через одну пару шестерён при включённых муфтах (5) и (6). Карданные валы переднего и заднего мостов имеют разное направление вращения.

Раздаточная коробка передач трактора Т-150К – трёхвальная, двухступенчатая (блокированный тип привода). Она крепится к задней стенке корпуса КПП трактора. На ведущем валу (5) [рис. 2] посажены шестерни (6) и (15), которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями вала (17) привода заднего моста. Включение мостов и переключение рядов осуществляется зубчатой муфтой (7).

Раздаточная коробка трактора Т-150К

Рис. 2. Раздаточная коробка трактора Т-150К.

1) – Картер;

2) – Вал привода переднего моста;

3) – Ведомая шестерня рабочего ряда;

4) – Ведомая шестерня транспортного ряда;

5) – Ведущий вал;

6) – Шестерня;

7) – Зубчатая муфта;

8) – Торсионный вал;

9) – Вал-шестерня;

10) – Подвижная шестерня;

11) – Крышка;

12) – Рычаг;

13) – Тяга;

14) – Ведомый вал привода ВОМ;

15) – Ведущая шестерня рабочего ряда;

16) – Крышка;

17) – Вал привода заднего моста;

18) – Шестерня включения переднего моста;

19) – Вал привода переднего моста;

20) – Насос гидросистема коробки передач;

21) – Поддон.

Используя расположенную на шлицах вала (2) шестерню (18), можно отключать передний ведущий мост.

Рабочий ряд скоростей шестерён раздаточной коробки трактора Т-150: 15-3, 4-18; транспортный ряд скоростей – 6-4, 4-18.

В верхней части раздаточной коробки размещены приводы насосов гидросистем КПП, рулевого управления, заднего навесного устройства и механизм привода ВОМ.

17*

Яндекс.Метрика