Магнитоэлектрические указатели давления масла и воздуха включают в себя реостатный датчик ММ350 либо ММ352 и логометрический приёмник УК110 (используется для указателя давления масла в смазочной системе) либо УК111 (используется для указателя давления в пневмоприводе тормозов). В корпусе датчика указателя давления [рис. 1, А] расположена диафрагма (1) и рычажный механизм. Под воздействием давления масла либо воздуха диафрагма прогибается и посредством рычажного механизма перемещает по обмотке реостата (2) ползунки, тем самым изменяя его сопротивление.
Рис. 1. Указатели и сигнализаторы давления.
А) – Схема указателя давления масла;
1) – Диафрагма датчика;
2) – Переменный резистор;
3) – Термокомпенсационный резистор;
4) – Постоянный магнит;
5) – Обмотка катушки;
6) – Обмотка катушки;
7) – Обмотка катушки;
8) – Стрелка;
9) – Обмотка катушки;
10) – Предохранитель;
11) – Выключатель зажигания;
Б) – Сигнализатор аварийного давления масла;
1) – Датчик;
2) – Контрольная лампа;
3) – Предохранитель;
4) – Выключатель зажигания;
5) – Указатель токов;
6) – Аккумуляторная батарея;
7) – Контакты;
В) – Датчик ММ124-Б сигнализатора давления воздуха тормозной системы автомобиля КамАЗ;
1) – Подвижный контакт;
2) – Штекерный вывод;
3) – Фильтр;
4) – Изолятор;
5) – Пружина;
6) – Толкатель;
7) – Неподвижный контакт;
8) – Диафрагма;
9) – Корпус.
Конструкция приёмников и работа указателей давления масла и воздуха аналогичны конструкции и работе указателя температуры и уровня топлива. У указателей давления масла на шкалах нанесена надпись «Масло», а у указателей давления воздуха – «Воздух». Протекающий через приёмник (в комплекте с датчиком) ток не превышает 0,2 А. В случае необходимости сверка показателей приборов выполняется посредством контрольного манометра. Величина погрешности должна быть не более ±0,02 МПа.
Сигнализатор аварийного давления масла служит для предупреждения водителя о критическом понижении давления масла в смазочной системе двигателя. Датчик (1) [рис. 1, Б] сигнализатора монтируют на корпусе двигателя (либо на масляном фильтре), а сигнальную лампу (2), имеющую надпись «Масло», размещают на приборном щитке. Масло при нормальном давлении в системе, воздействуя на диафрагму, размыкает контакты (7) датчика, вследствие чего сигнальная лампа не горит. При понижении давления в ДВС автомобилей ГАЗ менее 0,04-0,08 МПа либо при его отсутствии происходит замыкание контактов датчика и включение лампы.
Датчики сигнализаторов в дизельных двигателях отрегулированы на давление 0,13-0,28 МПа. Установка заданного давления включения сигнальной лампы осуществляется посредством подгибания пластины нижнего контакта. Остальные датчики снабжены специальным винтом для регулирования момента включения сигнальной лампы на определённое давление в смазочной системе.
Сигнализатор давления воздуха в тормозной системе автомобилей КамАЗ включает в себя датчик ММ124-Б [рис. 1, В] и сигнальную лампу. Между корпусом (9) датчика и изолятором (4) зажаты неподвижный контакт (7) и эластичная диафрагма (8), выполненная из полиэфирной плёнки. Проходя через сверление в корпусе, воздух давит на диафрагму, а через неё толкатель (6) и подвижный контакт (1) сжимают тарированную пружину (5). Происходит размыкание контактов. В полости над диафрагмой посредством фильтра (3) поддерживается атмосферное давление.
В случае снижения давления ниже нормы пружина, отжимая диафрагму, замыкает контакты (подвижный и неподвижный), через штекерный вывод (2), пружину (5), а также контакты (1) и (7) и «массу» происходит включение сигнальной лампы. В данном случае к водителю поступает сигнал о том, что контролируемая среда находится в критическом состоянии.