Для управления сцеплением используется привод управления, состоящий из педали (11) [рис. 1] либо рычага (на тракторе ДТ-75В), связанной посредством системы передающих механизмов (9) и (10) с вилкой муфты выключения.
Рис. 1. Однодисковое фрикционное сцепление. Схема.
1) – Упорный диск маховика;
2) – Ведомый диск;
3) – Нажимной диск;
4) – Нажимные пружины;
5) – Кожух сцепления;
6) – Отжимные рычаги;
7) – Выжимной подшипник;
8) – Вал сцепления;
9) – Отводка;
10) – Тяга;
11) – Педаль;
12) – Оттяжная пружина.
При отпущенной педали нажимной диск (3) под действием пружин (4) прижимает ведомый диск (2) к маховику (1). Сцепление включено. Крутящий момент от ведущих деталей передаётся к ведомым через поверхности трения дисков (1), (2) и (3). Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением (момент трения), зависит от силы нажатия пружин, размеров дисков, а также от коэффициента трения между ними.
Для того чтобы усилие нажимных пружин полностью передавалось на нажимной диск, между отжимными рычагами (6) и подшипником (7) должен быть зазор (δ).
При выключении сцепления под действием усилия, приложенного к педали, муфта (7), нажимая на рычаги (6), отводит диск (3) назад, дополнительно сжимая пружины (4). За счёт этого ведомый диск (2) освобождается, то есть между дисками (1), (2) и (3) появляется зазор.
Выключение сцепления происходит за счёт усилия нажимных пружин (4) при отпускании педали либо рычага управления.