Эконостат выполняет аналогичные экономайзеру функции, то есть осуществляет обогащение смеси при полной нагрузке двигателя. Эконостат отличается от экономайзера простотой конструкции. Принцип работы эконостата показан на [рис. 1, б)]. За счёт разрежения в диффузоре топливо из поплавковой камеры через жиклёр (3) эконостата и распылитель (4) попадает в воздушный поток и распыливается. Обогащение горючей смеси осуществляется за счёт подачи дополнительной порции топлива.
Рис. 1. Схемы обогатительных устройств карбюраторов.
а) – Схема экономайзера с механическим приводом:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода клапана экономайзера;
3) – Толкатель клапана экономайзера;
4) – Дроссельная заслонка;
5) – Рычаг дроссельной заслонки;
6) – Жиклёр экономайзера;
7) – Шток привода клапана экономайзера;
8) – Клапан экономайзера;
б) – Схема эконостата и ускорительного насоса:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода ускорительного насоса;
3) – Жиклёр эконостата;
4) – Распылитель эконостата;
5) – Жиклёр ускорительного насоса;
6) – Распылитель ускорительного насоса;
7) – Нагнетательный клапан;
8) – Топливный канал;
9) – Дроссельная заслонка;
10) – Рычаг дроссельной заслонки;
11) – Шток привода ускорительного насоса;
12) – Обратный клапан;
13) – Поршень ускорительного насоса;
14) – Пружина поршня;
в) – Схема пускового устройства:
1) – Воздушная заслонка;
2) – Пружина клапана;
2) – Предохранительный клапан;
4) – Дроссельная заслонка.
Эконостат имеет одну особенность – он вступает в работу только при значительном разрежении около устья распылителя (4). Подобное разрежение достигается не только при частичном, но и при полном открытии дроссельной заслонки. Для исключения слишком ранней подачи топлива эконостатом распылитель выводится во входной патрубок карбюратора, и располагается значительно выше уровня поплавковой камеры. Иногда в двухкамерных карбюраторах эконостат устанавливается только во вторичной смесительной камере.