На трактор Т-4А устанавливается дизельный двигатель А-01М (мощность 130 л/с при 1700 об/мин). В сравнении с двигателем А-01, двигатель А-01М больше в длину, снабжён более производительным топливным насосом, усиленной муфтой сцепления. Внесены изменения в установку бака гидросистемы, вследствие установки на двигатель воздухоочистителя. Основные механизмы двигателя расположены [рис. 1] внутри блок-картера (1) и надёжно защищены от грязи и пыли.
Рис. 1. Двигатель А-01М трактора Т-4А.
А) – Общий вид двигателя;
Б) – Двигатель в разрезе;
В) – Схема установки шестерён;
Г) – Крепление двигателя;
1) – Блок-картер;
2) – Резервуар для масла;
3) – Топливный насос;
4) – Трубопроводы, осуществляющие подвод топлива к топливному насосу;
5) – Топливные фильтры;
6) – Механизм передачи пускового двигателя;
7) – Пусковой двигатель;
8) – Электростартер пускового двигателя;
9) – Трубопровод для подвода воздуха к выпускному коллектору;
10) – Впускной коллектор;
11) – Трубопроводы для подвода топлива к форсункам двигателя;
12) – Вентилятор;
13) – Водяной насос;
14) – Клапан;
15) – Пружины клапана;
16) – Коромысло;
17) – Толкающая штанга;
18) – Цилиндр;
19) – Элементы декомпрессионного механизма;
20) – Головка цилиндра;
21) – Выпускной коллектор;
22) – Поршень;
23) – Коленчатый вал;
24) – Шатун;
25) – Распределительный вал;
26) – Маслопроводы;
27) – Клапаны масляного насоса;
28) – Масляный насос;
29) – Распределительные шестерни;
30) – Толкатель;
31) – Водяная рубашка.
В состав двигателя А-01М входят:
— кривошипно-шатунный механизм (цилиндры (18), поршни (22), шатуны (24), коленчатый вал (23) и прочие детали, предназначенные для восприятия давления газов и последующего преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала);
— механизм газораспределения, предназначающийся для своевременного открытия/закрытия клапанов при впуске в цилиндры чистого воздуха, а также выпуске из них отработавших газов. Он состоит из клапанов (14), пружин (15), деталей привода (толкатели (30), толкающие штанги (17), коромысла (16), распределительный вал (25), распределительные шестерни (29), а также декомпрессионный механизм (19));
— система питания и выпуска, предназначающаяся для очистки и подвода топлива и воздуха к цилиндрам двигателя, а также для дальнейшего отвода отработавших газов. Она состоит из топливного бака, трубопроводов (4), которые подводят топливо к топливному насосу, топливного (5) и воздушного фильтров, топливного насоса (3), трубопроводов (9) и (11), подводящих воздух к впускному коллектору и топливо к форсункам двигателя соответственно, впускного (10) и выпускного (21) коллекторов;
— система смазки, используемая для подвода масла к трущимся деталям двигателя, а также для его очистки, в которую включены резервуар (2) для масла либо поддон картера двигателя, масляный насос (28), маслопроводы (26), система клапанов (27), фильтр масляного радиатора;
— система охлаждения (20): водяная рубашка (31) с водораспределительной трубой, радиатор, вентилятор (12) и водяной насос (13);
— система пуска, состоящая из пускового двигателя (7) с электрическим стартером (8), механизмов передачи (6), муфты сцепления, редуктора, автомата отключения пускового двигателя и устройства предпускового подогрева воды.