Система смазки двигателя А-01М трактора Т-4А [рис. 1, А), Б), В)] смешанная, с мокрым картером, используется для фильтрации масла, а также его подачи к трущимся поверхностям деталей.
Рис. 1. Система смазки двигателя А-01М трактора Т-4А.
А) – Система смазки двигателя;
Б) – Конструкция масляного насоса;
В) – Схема системы смазки двигателя;
1) – Масляный насос;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Редукционный клапан насоса;
4) – Шестерня привода насоса;
5) – Промежуточная шестерня;
6) – Масляный радиатор;
7) – Фильтры;
8) – Главная масляная магистраль;
9) – Масляные каналы;
10) – Маслопроводы;
11) – Приёмник;
12) – Пробка поддона;
13) – Поддон картера двигателя;
14) – Пружина клапана насоса;
15) – Шплинт;
16) – Пробка клапана;
17) – Плунжер клапана;
18) – Корпус клапана маслонасоса;
19) – Валик ведущих шестерён;
20) – Шестерни насоса;
21) – Масляный манометр;
22) – Масляный дистанционный термометр;
23) – Масляные каналы в днище корпуса фильтров.
В состав системы смазки двигателя А-01М трактора Т-4А входят: масляный насос (1) с маслоприёмником (11), радиатор (6), фильтры (7), каналы (9), (23) и маслопроводы (10), маслозаливная горловина, измерительный щуп-стержень, манометр (21) и термометр (22), сезонный переключатель «зима-лето». В двигателе А-01М применена комбинированная система смазки: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются подшипники не только коленчатого, но и распределительного валов, а также ось промежуточной шестерни вместе с механизмом газораспределения. Смазка всех остальных узлов и деталей производится посредством разбрызгивания.
Заливка масла в поддон картера двигателя (13) осуществляется через заливную горловину, а слив – через пробку (12), расположенную в поддоне картера. Сетка, установленная в заливной горловине, служит для предварительной фильтрации.
Масло засасывается насосом из поддона и нагнетается по трубопроводам и каналам, расположенным в блок-картере (из нагнетательной секции насоса) в радиатор.
Далее поток масла из проставки фильтров идёт в фильтр грубой очистки, а потом разветвляется на пару частей, из которых меньшая часть направляется в центрифугу, а большая подаётся в главную масляную магистраль (8), откуда распределяется для смазки трущихся деталей.
Поступающее к коренным подшипникам масло направляется по каналам в коленчатом валу к шатунным подшипникам. Шатунный подшипник первого цилиндра получает смазку от первого коренного подшипника, второй шатунный — от второго коренного и т.д. до среднего коренного подшипника, отбор масла от которого отсутствует. Поэтому смазка шатунного подшипника четвёртого цилиндра осуществляется от пятого коренного подшипника и т.д.
Масло, поступающее к подшипникам верхних головок шатунов, направляется по каналам, расположенным в стержнях шатунов, от шатунных подшипников коленчатого вала.
Смазывание остальных деталей шатунно-поршневой группы двигателя А-01М трактора Т-4А осуществляется за счёт разбрызгивания масла вращающимися деталями.
Подача масла к опорам распределительного вала происходит по семи каналам от главной магистрали. От пятой и седьмой опор масло подаётся к двум опорам осей толкателей, а также в их внутренние полости. Затем оно идёт к толкателям и по отверстиям, расположенным в штангах — в головку цилиндров (для смазки клапанного механизма).
Следовательно, в двигателе обеспечивается смазка контактных поверхностей коромысла, регулировочного винта и клапана, штанг толкателя, толкателей и кулачков распределительного вала, а также промежуточной оси и зубьев распределительных шестерён.
После смазки трущихся деталей масло стекает в поддон картера, где происходит его некоторое остывание и отстаивание, а далее оно снова нагнетается в систему смазки посредством масляного насоса.
В двигателе А-01М трактора Т-4А смонтирован дистанционный термометр (22), предназначенный для измерения температуры масла, а также манометр (21) – для замера давления.
Некоторые узлы и агрегаты двигателя имеют автономную систему смазки: подшипники водяного насоса, муфты сцепления, натяжного ролика смазываются солидолом, которые нагнетается в маслёнки шприцем.
Топливный насос с регулятором и пусковой двигатель с редуктором смазывают независимо от основного двигателя.
Масляный насос используется для нагнетания масла в главную магистраль. При повышенной температуре окружающего воздуха масло прокачивается также и через масляный радиатор. Переключатель «зима-лето» открывает маслу путь в радиатор.
Шестерёнчатый двухсекционный масляный насос (1) двигателя А-01М трактора Т-4А закреплён на крышке первого коренного подшипника. Каждая из секций насоса состоит из пары цилиндрических шестерён, которые заключены в отдельном корпусе. Корпусы нагнетающей и радиаторной секций насоса разделяет проставка. Корпуса секций вместе с шестернями и проставками собираются в общий узел. Насос приводится от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню (5) и шестерню (4) привода масляного насоса, которая смонтирована на валике (19), на котором также расположены ведущая шестерня радиаторной секции и ведущая шестерня нагнетающей секции.
Клапана насоса – редукционный (3) нагнетающей секции, а также предохранительный (2) радиаторной секции аналогичны по конструкции. Редукционный клапан служит для предупреждения повышения давления свыше 5 кгс/см2 в главной масляной магистрали при повышенной вязкости масла в процессе пуска двигателя, а также в случае излишней подачи масла насосом. Предохранительный клапан служит для предупреждения повышения давления масла перед радиатором, что предотвращает разрыв трубок в процессе пуска двигателя. Данный клапан включает в себя корпус, пружину, плунжерный клапан, шплинт, пробку, регулировочные прокладки. Редукционный клапан состоит из корпуса, плунжерного клапана, пружины, регулировочных прокладок, шплинта и пробки.
С целью очистки масла от механических примесей в системе смазки двигателя А-01М трактора Т-4А предусмотрены фильтры грубой и тонкой очистки.
Фильтр грубой очистки двигателя А-01М трактора Т-4А включает в себя колпак, корпус и пару фильтрующих элементов, представляющие собой гофрированные каркасы цилиндрической формы с намотанными на них сетками из латуни.
Попавшее по каналам проставки в полость фильтра грубой очистки масло просачивается через щели сетки в фильтрующие элементы, а потом нагнетается в главную масляную магистраль. Частицы, чьи размеры превышают размеры щелей элементов, остаются на поверхности элементов.
Перепускной клапан смонтирован в корпусе фильтра. Через него масло подаётся в главную магистраль в случае загрязнения фильтра либо загустевания масла, минуя фильтры. Для слива масла из полости фильтра используется отверстие в корпусе, для закрывания которого применяется коническая пробка.
В двигателе А-01М трактора Т-4А для тонкой очистки масла использована реактивная масляная центрифуга. В её основе лежит ротор, вращающийся на оси. В корпусе ротора смонтированы трубки, к верхним концам которых через сетку подводится масло. Нижняя часть данных трубок сообщается с каналами, расположенными в днище корпуса ротора. Эти каналы заканчиваются форсунками, имеющими калиброванные отверстия. На корпусе ротора закреплён колпак, укреплённый гайкой.
Масло проходит к отражателям (через каналы оси), а потом заполняет внутреннюю полость ротора. Отражатели служат для изменения направления движения масла и способствуют сохранению отложившихся на стенках ротора частиц. В процессе вращения ротора центрифуги, внутри которого имеется масло, находящиеся в нём механические примеси отбрасываются к стенкам корпуса за счёт центробежной силы и оседают. Масло, прошедшее очистку, вытекает из ротора по трубкам через форсунки (с большой скоростью), собирается в полости корпуса фильтра, и через полость, расположенную в блоке, сливается в поддон картера двигателя.