Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма трактора ДТ-75М


* * *

Увеличение зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма происходит вследствие их износа. Увеличение зазоров в подшипниках коленчатого вала влечёт за собой падение давления масла в магистрали двигателя. В случае, когда давление в главной магистрали ниже допустимого, следует перед проверкой зазора в подшипниках, удостовериться в правильности показаний манометра, проверить загрязнённость фильтра, а также состояние прочих элементов системы смазки. Проверка зазоров в подшипниках осуществляется путём измерения диаметров шеек коленчатого вала и вкладышей, которые зажаты крышками в постелях шатунов и блока. Допустимый зазор для коренных подшипников – до 0,35 мм, для шатунных подшипников – до 0,5 мм. Износ упорных колец допускается до значения, при котором осевое перемещение коленчатого вала будет не более 0,6 мм.

В случае если зазоры в подшипниках коленчатого вала превышают указанные допустимые величины, то требуется перешлифовка коренных и шатунных шеек  на следующий ремонтный размер, а также замена вкладышей новыми, соответствующего ремонтного размера.

Установка вкладышей производится комплектно (одного ремонтного размера). Номер ремонтного размера комплекта шатунных вкладышей может отличаться от коренных.

Повышенный угар картерного масла, падение мощности двигателя, трудность запуска двигателя, повышенное выделение газов из сапуна являются признаками износа, а также пригорания поршневых колец, износа поршней и гильз цилиндров.

Для осуществления проверки гильзо-поршневой группы следует снять поддон и головку цилиндра. Произвести очистку от нагара головки цилиндров, днища и нерабочего (верхнего) пояса гильз цилиндров. Снять поршни с шатунами. В случае необходимости снять поршневые кольца и отъединить поршень от шатуна. Снятие поршневых колец рекомендуется осуществлять с помощью специального приспособления (чтобы их не сломать). После снятия с поршня поршневых колец, следует очистить от нагара и промыть в дизельном топливе либо керосине канавки поршня под кольца, маслоотводящие отверстия и кольца.

Замена поршневых колец требуется в случае, когда зазор в замке кольца, вставленного в новую гильзу, превышает 6 мм (для компрессионных колец) и 3 мм (для маслосъёмных колец) либо зазор между кольцами и канавками (по высоте) превышает 0,5 мм (для верхней канавки) и 0,4 мм (для остальных канавок).

В процессе установки новых поршневых колец зазор в замке колец, вставленных в новую гильзу, должен быть в пределах 0,45-0,65 мм. Установленные на поршне поршневые кольца должны беспрепятственно перемещаться в канавках под действием силы тяжести. Поршни подлежат замене в случае, когда зазор между канавкой поршня и новым компрессионным кольцом составляет более 0,5 мм либо зазор между гильзой и юбкой поршня превысит 0,6 мм при нахождении поршня в в.м.т. В последнем случае вместе с поршнем нужно заменить и гильзу. Допускается износ гильзы в верхней части (в зоне первого компрессионного кольца) не более 0,5 мм. В процессе замены гильз также заменяются и резиновые уплотнительные кольца.

Повышенный износ в соединении поршневого пальца с бобышками поршня и верхней головки шатуна проявляет себя в виде звонкого металлического стука поршневого пальца, который легко прослушивается в верхней части цилиндра.

В процессе замены поршневой палец устанавливается в поршень, который предварительно был нагрет в масле до 80-100 град. Цельсия.

Предельно допустимый зазор между бобышкой поршня и поршневым пальцем (вследствие износа) допускается 0,1 мм, между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна – 0,3 мм.

Поршень с шатуном следует соединять таким образом, чтобы камера сгорания при установке в цилиндр была смещена в сторону, противоположную распределительному валу, а шатун меткой обозначения порядкового номера цилиндра —  к распределительному валу.

В процессе ремонта двигателя, сопряжённого со снятием коленчатого вала, необходимо вывернуть резьбовые заглушки и тщательно очистить и промыть полости всех каналов и шатунных шеек коленчатого вала.

6*

Яндекс.Метрика