Устройство муфты сцепления трактора Т-40 и Т-40А представлено на рис. 50.
Рис. 50. Устройство муфты сцепления трактора Т-40 и Т-40А.
а) – Главная муфта сцепления выключена, муфта сцепления независимого привода ВОМ включена;
б) – Главная муфта сцепления включена, муфта сцепления независимого привода ВОМ выключена;
1) – Ось педали муфты ВОМ;
2) – Пружина педали муфты ВОМ;
3) – Педаль муфты ВОМ;
4) – Регулировочная тяга;
5) – Вал муфты сцепления ВОМ;
6) – Шарикоподшипник;
7) – Стакан подшипника;
8) – Каркасный сальник;
9) – Вал главной муфты сцепления;
10) – Кронштейн отводки;
11) – Нажимной болт;
12) – Пружина отжимного рычага;
13) – Трубка подвода смазки к отводам;
14) – Упор нажимного болта;
15) – Отжимной рычаг муфты ВОМ;
16) – Маслёнка;
17) – Рычаг муфты ВОМ;
18) – Стакан пружины;
19) – Нажимная пружина;
20) – Нажимной диск муфты ВОМ;
21) – Прокладка пружины;
22) – Нажимной диск главной муфты;
23) – Маховик двигателя;
24) – Палец;
25) – Ведущий диск муфты ВОМ;
26) – Отводка выключения главной муфты;
27) – Упорный подшипник отводки главной муфты;
28) – Отводка выключения муфты ВОМ;
29) – Упорный подшипник отводки муфты ВОМ;
30) – Ступица ведомого диска муфты ВОМ;
31) – Шарикоподшипник;
32) – Роликоподшипник;
33) – Каркасные сальники;
34) – Коленчатый вал двигателя;
35) – Ступица ведомого диска главной муфты;
36) – Ведомый диск муфты ВОМ;
37) – Ведомый диск главной муфты;
38) – Отжимной рычаг главной муфты;
39) – Регулировочный болт;
40) – Сферическая шайба;
41) – Корончатая гайка;
42) – Валик вилки выключения главной муфты;
43) – Корпус муфты;
44) – Рычаг главной муфты;
45) – Педаль главной муфты;
46) – Регулировочная тяга;
47) – Рычаг управления задним валом отбора мощности;
48) – Шестерня независимого привода ВОМ;
49) – Шестерня синхронного привода ВОМ;
50) – Блокировочная тяга;
51) – Вал педалей;
52) – Валик блокировки коробки передач.
Муфта сцепления смонтирована за двигателем в чугунном корпусе (43) [рис. 50]. Передний фланец корпуса предназначается для соединения с картером маховика двигателя и установки лонжеронов рамы. Корпус разделён на две части перегородкой.
Муфта сцепления и её привод размещаются в переднем сухом отсеке.
Привод и механизм переключения валов отбора мощности располагаются в заднем отсеке. Сверху задний отсек закрывается крышкой. На дне отсека имеется фигурное окно для установки редуктора привода передних ведущих колёс. В модификации трактора Т-40 без передних ведущих колёс окно закрывается крышкой. В левой стенке есть круглое окно для установки бокового вала отбора мощности. К заднему фланцу корпуса муфты сцепления крепится корпус трансмиссии. Ведущим диском главной муфты служит внутренняя торцовая поверхность маховика двигателя.
Ведомый диск (37) главной муфты через шлицевую ступицу (35) соединяется с валом (9) главной муфты сцепления, который передаёт вращение ведущей конической шестерне коробки передач. Передней опорой вала (9) является шарикоподшипник (31), который установлен в расточке коленчатого вала (34). Задний шлицевой конец вала входит в отверстие ведущей конической шестерни коробки передач.
Ведущий диск (25) муфты вала отбора мощности – это обработанная чугунная отливка, которая крепится болтами к маховику (23). Нажимные диски (20) и (22) входят в расточку маховика.
Ведомый диск (36) муфты ВОМ шлицевой ступицей соединяется с полым валом (5), на заднем конце которого нарезана шестерня для передачи вращения на валы отбора мощности. Опорами вала (5) служат роликоподшипник (32), сидящий на валу (9), и шарикоподшипник (6). Шарикоподшипник (6) устанавливается в стакане (7) в перегородке корпуса (43) муфты и прижат к бурту стакана кронштейном (10) отводки.
К стальным ведомым дискам (36) и (37) с двух сторон приклёпаны фрикционные накладки.
Каждый нажимной диск центрируется в расточке тремя пальцами (24), которые запрессованы в маховик. Данное соединение даёт возможность нажимным дискам, вращаясь вместе с маховиком, перемещаться в осевом направлении при включении/выключении муфт. Перемещение нажимных дисков (20) и (22) и сжатие ведомых дисков (36) и (37) осуществляется под воздействием нажимных пружин (19), которые равномерно установлены по окружности дисков в стаканах (18).
Разжимаясь, пружины (19) одним концом через прокладки (21), которые изготовлены из нетеплопроводного материала, давят на нажимной диск (22) и перемещают его до тех пор, пока он не прижмёт ведомый диск (37) главной муфты к торцу маховика (23). Другим концом пружины (19) через бурты стаканов (18) давят на нажимной диск (20), перемещая его до тех пор, пока ведомый диск (36) муфты ВОМ не прижмётся к ведущему диску (25).
Пружины (19) прижимают ведомые диски к ведущим дискам с силой, создающей между дисками такой момент трения, который обеспечивает передачу максимального крутящего момента от двигателя к трансмиссии и валам отбора мощности.
При включённых муфтах вращение от коленчатого вала двигателя двумя независимыми потоками передаётся через ведомый диск (37) главной муфты и вал (9) к трансмиссии трактора и далее на ведущие колёса, а через ведомый диск (36) муфты ВОМ и полый вал (5) – к валам отбора мощности.
В соответствии с этим главной муфтой и муфтой ВОМ управляют раздельно.
Для переключения передач либо для остановки трактора следует нажать на педаль (45) главной муфты. Педаль через систему рычагов связана с валиком (42). Перемещение педали вызывает поворот валика (42) и закреплённой на нём вилки. Вилка входит в пазы отводки (26) главной муфты и перемещает её по кронштейну (10) отводки в сторону муфты. Перемещение отводки ограничивается ходом педали.
Отводка через упорный подшипник (27) оказывает воздействие на три отжимных рычага (38), которые установлены в проушинах ведущего диска (25). В отверстиях малых плеч отжимных рычагов (38) имеются регулировочные болты (39). Крепятся болты корончатыми гайками (41) через сферические шайбы (40). Передними (Т-образными) сферическими головками регулировочные болты (39) входят в пазы нажимного диска (22) главной муфты.
Таким образом, отжимая отводку (26) вперёд, через рычаги (38) и регулировочные болты (39) осуществляют перемещение нажимного диска (22) назад. Пружины (19) при этом сжимаются и освобождают ведомый диск (37) главной муфты.
Передача вращения от двигателя к коробке передач прекращается – главная муфта выключена.
Для того чтобы выключить муфты валов отбора мощности следует нажать на педаль (3) муфты ВОМ. Педаль через систему рычагов связана с валиком и закреплённой на нём вилкой. Перемещением педали вызывается поворот валика и вилки. Вилка входит в пазы отводки (28) муфты ВОМ и перемещает её по расточке кронштейна (10) отводки в сторону муфты.
Отводка (28) через упорный подшипник (29) оказывает воздействие на три отжимных рычага (15), которые установлены в проушинах ведущего диска (25). Перемещение отводки муфты ВОМ ограничивается упорами на ведущем диске.
Отжимая отводку муфты ВОМ вперёд, через отжимные рычаги (15), нажимные болты (11) и упоры (14) перемещают нажимной диск (20) тоже вперёд. Пружины (19) при этом сжимаются и освобождают ведомый диск (36) муфты ВОМ. Передача вращения от двигателя к валам отбора мощности прекращается — муфта ВОМ выключена.
При вращении муфты возникает значительная центробежная сила, которая стремится прижать концы отжимных рычагов (15) и (38) к упорным подшипникам (29) и (27) отводок (28) и (26). Для устранения этого на отжимных рычагах предусмотрены массивные приливы, которые уравновешивают рычаги при вращении муфты. Кроме того, рычаги постоянно отжаты от упорных подшипников пружинами (12).
Для предотвращения попадания смазки в полость муфты, на валу (5) имеется каркасный самоподжимной сальник (8). Шарикоподшипник (6), который расположен за сальником, снабжён защитной шайбой со стороны сальника. С обратной стороны перед подшипником устанавливается отражательная шайба.
На валу (9) размещён каркасный самоподжимной сальник и резиновое кольцо.
Масло, которое попало в сухой отсек корпуса муфты, сливают через отверстие в нижней части картера маховика (оно закрывается пробкой).
Главной муфтой сцепления и муфтой ВОМ управляют педалями, расположенными перед сиденьем, над полом кабины, под левой ногой тракториста.
Педаль (45) главной муфты смонтирована на валу (51) в двух капроновых втулках, которые запрессованы в ступицу педали. Педаль соединяется с рычагом (44) валика вилки выключения главной муфты сцепления регулировочной тягой (46).
Оттяжная пружина удерживает педаль (45) в крайнем заднем положении и возвращает её в исходное положение при снятии усилий с педали. Педаль (45) главной муфты сцепления соединяется с механизмом блокировки переключения передач блокировочной тягой (50).
Педаль (3) муфты ВОМ находится с левой стороны корпуса муфты. Она поворачивается вокруг оси (1), которая фланцем крепится к левой стенке корпуса муфты. В крайнем заднем положении педаль удерживается пружиной (2).
При выключении муфты ВОМ усилие от педали (3) на рычаг (17) муфты передаётся регулировочной тягой (4).