Во время работы двигателя из камер сгорания через неплотности между зеркалом цилиндров и поршневыми кольцами в картер двигателя проникают продукты сгорания, воздух, а также пары топлива. Вследствие этого в картере двигателя повышается давление. Всё это, в свою очередь, влечёт за собой потери масла и ухудшение его физико-механических свойств. Чтобы исключить повышение давления в картере и отвести пары топлива и скапливающиеся газы, на двигателях используются специальные системы вентиляции картера.
Сообщение картера с атмосферой на тракторных двигателях, как правило, реализовано посредством сапуна [рис. 1], в основе которого лежит полая деталь произвольной формы, заполненная фильтрующей набивкой из капроновой путанки либо стальной проволоки, и соединённая с атмосферой. Газы из картера отводятся через набивку и трубку. Набивка не пропускает песок и пыль внутрь картера и препятствует выбрасыванию из картера двигателя масла. Данная вентиляция называется открытой, естественной, без отсоса газов и применяется в тракторах МТЗ-100, МТЗ-80, Т-150К и прочих, а также в автомобилях КамАЗ. Данный вид вентиляции картера двигателя КамАЗ-740 представлен на [рис. 2, А].
Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-62.
1) – Поддон блок-картера;
2) – Маслозаборник;
3) – Масляный насос;
4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;
5) – Сливной клапан;
6) – Компрессор;
7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;
8) – Главная масляная магистраль;
9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;
10) – Масляная центрифуга;
11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;
12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;
13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;
14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
15) – Фильтр турбокомпрессора;
16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;
17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;
19) – Маслозаливная горловина;
20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);
21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;
22) – Трубка для подвода масла к радиатору;
23) – Трубка для слива масла из радиатора;
24) – Насос предпусковой прокачки пасла;
25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;
26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;
27) – Пробка сливного отверстия;
28) – Радиаторная секция масляного насоса;
29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;
30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;
31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;
32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;
33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;
34) – Сапун;
35) – Масляный канал в стержне шатуна;
36) – Поперечное сверление в коренной шейке;
37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;
38) – Опора шестерён топливного насоса;
39) – Топливный насос;
40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;
41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;
42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;
43) – Маслоуспокоитель.
Рис. 2. Схемы системы вентиляции картера двигателей.
А) – КамАЗ-740:
1) – Сапун-уловитель;
2) – Полость блока цилиндров;
3) – Картер маховика;
4) – Газоотводящая трубка;
Б) – ЗИЛ-130:
1) – Воздушный фильтр;
2) – Воздуховод капота;
3) – Воздухоочиститель;
4) – Карбюратор;
5) – Трубка;
6) – Корпус клапана;
7) – Впускной трубопровод;
8) – Маслоуловитель;
9) – Штуцер;
10) – Клапан;
11) – Дроссельная заслонка карбюратора;
12) – Поддон картера.
Из полости (2) блока цилиндров картерные газы проходят через сапун-уловитель (1) и по газоотводящей трубке (4) поступают в атмосферу. В установленном на картере (3) маховика сапуне-уловителе происходит отделение частиц масла от вытесняемых газов.
На двигателе ЗИЛ-130 применена незамкнутая принудительная система вентиляции картера (закрытого типа). Газы отсасываются из картера во впускной трубопровод (7) [рис. 2, Б] через трубку (5) и корпус (6) клапана вентиляции. С целью задержания капель масла, уносящихся вместе с газами, последние пропускаются через коробчатый маслоуловитель (8). Масло, задержанное таким образом, стекает обратно в поддон (12) картера двигателя.
При прикрытии дроссельной заслонки (11) карбюратора (4) резко возрастает разряжение во впускном трубопроводе, вместе с этим происходит увеличение выноса масла вместе с газами. Чтобы это предотвратить, в систему вентиляции введён клапан (10), который при повышенном разряжении поднимается, уменьшая либо совсем перекрывая отверстие в штуцере (9) трубки (5) вентиляции картера. При открытии дроссельной заслонки происходит уменьшение разряжения во впускном трубопроводе и клапан (10) опускается под воздействием собственной силы тяжести, открывая отверстие в трубке вентиляции для выхода газов. Через воздушный фильтр (1) в картер двигателя поступает свежий воздух.