Вентиляция картера двигателя


* * *

Во время работы двигателя из камер сгорания через неплотности между зеркалом цилиндров и поршневыми кольцами в картер двигателя проникают продукты сгорания, воздух, а также пары топлива. Вследствие этого в картере двигателя повышается давление. Всё это, в свою очередь, влечёт за собой потери масла и ухудшение его физико-механических свойств. Чтобы исключить повышение давления в картере и отвести пары топлива и скапливающиеся газы, на двигателях используются специальные системы вентиляции картера.

Сообщение картера с атмосферой на тракторных двигателях, как правило, реализовано посредством сапуна [рис. 1], в основе которого лежит полая деталь произвольной формы, заполненная фильтрующей набивкой из капроновой путанки либо стальной проволоки, и соединённая с атмосферой. Газы из картера отводятся через набивку и трубку. Набивка не пропускает песок и пыль внутрь картера и препятствует выбрасыванию из картера двигателя масла. Данная вентиляция называется открытой, естественной, без отсоса газов и применяется в тракторах МТЗ-100, МТЗ-80, Т-150К и прочих, а также в автомобилях КамАЗ. Данный вид вентиляции картера двигателя КамАЗ-740 представлен на [рис. 2, А].

Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-62

Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-62.

1) – Поддон блок-картера;

2) – Маслозаборник;

3) – Масляный насос;

4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;

5) – Сливной клапан;

6) – Компрессор;

7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;

8) – Главная масляная магистраль;

9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;

10) – Масляная центрифуга;

11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;

12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;

13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;

14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;

15) – Фильтр турбокомпрессора;

16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;

17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;

18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;

19) – Маслозаливная горловина;

20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);

21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;

22) – Трубка для подвода масла к радиатору;

23) – Трубка для слива масла из радиатора;

24) – Насос предпусковой прокачки пасла;

25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;

26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;

27) – Пробка сливного отверстия;

28) – Радиаторная секция масляного насоса;

29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;

30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;

31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;

32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;

33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;

34) – Сапун;

35) – Масляный канал в стержне шатуна;

36) – Поперечное сверление в коренной шейке;

37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;

38) – Опора шестерён топливного насоса;

39) – Топливный насос;

40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;

41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;

42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;

43) – Маслоуспокоитель.

Схемы системы вентиляции картера двигателей

Рис. 2. Схемы системы вентиляции картера двигателей.

А) – КамАЗ-740:

1) – Сапун-уловитель;

2) – Полость блока цилиндров;

3) – Картер маховика;

4) – Газоотводящая трубка;

Б) – ЗИЛ-130:

1) – Воздушный фильтр;

2) – Воздуховод капота;

3) – Воздухоочиститель;

4) – Карбюратор;

5) – Трубка;

6) – Корпус клапана;

7) – Впускной трубопровод;

8) – Маслоуловитель;

9) – Штуцер;

10) – Клапан;

11) – Дроссельная заслонка карбюратора;

12) – Поддон картера.

Из полости (2) блока цилиндров картерные газы проходят через сапун-уловитель (1) и по газоотводящей трубке (4) поступают в атмосферу. В установленном на картере (3) маховика сапуне-уловителе происходит отделение частиц масла от вытесняемых газов.

На двигателе ЗИЛ-130 применена незамкнутая принудительная система вентиляции картера (закрытого типа). Газы отсасываются из картера во впускной трубопровод (7) [рис. 2, Б] через трубку (5) и корпус (6) клапана вентиляции. С целью задержания капель масла, уносящихся вместе с газами, последние пропускаются через коробчатый маслоуловитель (8). Масло, задержанное таким образом, стекает обратно в поддон (12) картера двигателя.

При прикрытии дроссельной заслонки (11) карбюратора (4) резко возрастает разряжение во впускном трубопроводе, вместе с этим происходит увеличение выноса масла вместе с газами. Чтобы это предотвратить, в систему вентиляции введён клапан (10), который при повышенном разряжении поднимается, уменьшая либо совсем перекрывая отверстие в штуцере (9) трубки (5) вентиляции картера. При открытии дроссельной заслонки происходит уменьшение разряжения во впускном трубопроводе и клапан (10) опускается под воздействием собственной силы тяжести, открывая отверстие в трубке вентиляции для выхода газов. Через воздушный фильтр (1) в картер двигателя поступает свежий воздух.

17*

Яндекс.Метрика