Возможные неисправности смазочных систем и способы их устранения


* * *

Техническое обслуживание смазочной системы подразумевает проведение комплекса мероприятий, призванных обеспечить нормальную работу механизмов и агрегатов и длительное сохранение заданных свойств смазочного материала.

Перед пуском двигателя ежедневно следует проверять и (в случае необходимости) доливать в картер масло до требуемого уровня (рядом с меткой «B» указателя уровня на двигателе КамАЗ-740 либо верхняя метка на остальных двигателях). Двигатель необходимо заправлять определённым заводом-изготовителем сортом масла. Заливка масла должна выполняться с применением специальной чистой ёмкости, снабжённой сетками (фильтрующими элементами). Также нужно контролировать нормальный уровень масла. Повышенный уровень влечёт за собой увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров, дымление, а также ухудшение функционирования деталей поршневой группы. В случае недостаточного количества масла в поддоне картера произойдёт ухудшение смазывания деталей.

Ввиду того, что в процессе работы двигателя масло утрачивает свои смазочные свойства, его требуется периодически менять. Из картера масло сливается при прогретом двигателе, а перед заливкой чистого выполняется очистка ротора центробежного масляного фильтра. Периодичность замены масла, также очистка фильтров для некоторых типов двигателей приведена в [табл. 1].

Таблица 1. Периодичность проведения работ при техническом обслуживании смазочных систем некоторых двигателей.

Виды работ Периодичность выполнения для двигателей
 Д-240 СМД-62 и СМД-66 КамАЗ-740 ЗИЛ-130 ЗМЗ-53
Замена масла в картере двигателя 240 мото/ч 240 мото/ч ТО-4000 (3-4 тыс. км пробега) ТО-2 (5-9 тыс. км пробега) ТО-2 (6-10 тыс. км пробега)
Проверка уровня масла в картере двигателя Перед каждым пуском двигателя Перед пуском двигателя и после каждых 500 км пробега
Очистка и промывка ротора центрифуги 240 (120 мото/ч) ТО-2 ТО-4000 ТО-2 ТО-2
Промывка фильтрующих элементов полнопоточных фильтров очистки масла ТО-4000
Промывка фильтрующих элементов фильтра турбокомпрессора ТО-2
Промывка набивки фильтра либо сапуна системы вентиляции картера 240 мото/ч 240 мото/ч ТО-2 ТО-2
Очистка грязесборников шатунных шеек коленчатого вала При очередном демонтаже двигателя с целью ремонта
Промывка смазочной системы 240 мото/ч 240 мото/ч ТО-4000 ТО-2 ТО-2
Промывка картера либо поддона картера двигателя Один раз в сезон при подготовке двигателя к зимней (летней) эксплуатации либо замене масла

Смазочная система тракторных двигателей в процессе замены масла промывается посредством специальной системы с применением жидкости, состоящей из 20% моторного масла и 80% дизельного топлива. У автомобильных двигателей в картер для промывки заливается масло, применяемое для смазывания двигателя. Затем двигателю дают поработать в пределах 8-10 мин с малой частотой вращения коленвала. Далее промывочное масло сливается и смазочная система заполняется свежим маслом.

Техническое обслуживание смазочной системы также подразумевает постоянный контроль за давлением масла. В [табл. 2] приведены регламентируемые значения давления масла в главной масляной магистрали (для различных двигателей) при номинальной частоте вращения коленвала. Отклонение давления от табличных значений говорит о неисправности смазочной системы. Возможно резкое падение давления вследствие утечки масла из маслопроводов, выходе из стоя масляного насоса либо неправильной работы манометра (указателя давления), редукционного, предохранительного либо сливного клапанов. Регулировка давления в системе выполняется посредством затяжки пружины сливного клапана. При сезонной (подготовка к летней либо зимней эксплуатации) либо полной замене масла рекомендуется снимать поддон картера двигателя, очищать его от загрязнений, а также промывать в керосине.

Таблица. 2. Основные параметры шестерённых насосов тракторов и автомобилей сельскохозяйственного назначения.

Параметры Марка двигателя (тип насоса)
Д-240 (одно-секци-онный) СМД-62 (двух-секци-онный) СМД-66 (одно-секци-онный) КамАЗ-740 (двух-секци-онный) ЗМЗ-53 (двух-секци-онный) ЗИЛ-130 (двух-секци-онный)
Подача масла:
   верхней (основной) секцией в смазо-чную систему, центри-фугу и масляный радиатор в центри-фугу и смазо-чную систему в центри-фугу, смазо-чную систему и масляный радиатор в полно-поточный фильтр и смазо-чную систему в смазо-чную систему и масляный радиатор в смазо-чную систему и центри-фугу
   нижней (дополни-тельной) секцией в масляный радиатор в центри-фугу и масляный радиатор в центри-фугу в масляный радиатор
Привод вала насоса от шестерни коленчатого вала от шестерни распределительного вала
Подача насоса, не менее (л/мин):
   основной секции 36 70 80 80 60 50
   дополни-тельной секции 18,5 20 15 23
Частота вращения вала насоса (об/мин) 2320 1870 1900 2800 1700 1600
Давление в главной магистрали при температуре масла 80-95 град. Цельсия, не менее (МПа):
   при номинальной частоте вращения коленчатого вала 02-03 0,2-0,3 0,3-0,5 0,4-0,55 0,2-0,275 0,25-0,3
   при минимальной частоте вращения коленчатого вала 0,08 0,12 0,1 0,1 0,05 0,1

Техническое обслуживание системы вентиляции картера включает в себя периодическую промывку фильтра либо набивку сапуна в дизельном топливе либо керосине и очистку газоотводящей трубы. По завершении набивки сапуна либо фильтра в керосине, их необходимо высушить, а потом опустить в масло. После того, как масло стечёт, фильтр либо набивку нужно обтереть снаружи и установить на место.

Ежедневно следует проверять исправность масляной центрифуги (на слух) после остановки двигателя. Центрифуга исправна, если после остановки двигателя прослушивается (в течение 30-60 с) характерное гудение ротора, вращающегося по инерции.

17*

Яндекс.Метрика