Защитная и коммутационная аппаратура. Монтажно-установочные устройства тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Режимы работы ряда электрических установок на тракторе:

1) – кратковременный;

2) – повторно-кратковременный;

3) – периодический.

В связи с этим в процессе эксплуатации электрооборудования имеется необходимость частого переключения и включения различных устройств. Данные операции выполняются с помощью коммутационной аппаратуры (реле дистанционного управления, включатели, переключатели и прочее).

Во время эксплуатации случаются аварийные режимы, такие как, например, короткое замыкание, которое может вывести из строя всю систему электрооборудования трактора. С целью предотвращения этого для защиты электрооборудования в схему включён предохранитель и включатель «массы».

Чтобы облегчить процесс сборки/разборки, проведения ТО и эксплуатации трактора, на отдельных участках электропроводки соединения выполнены посредством монтажно-установочных устройств (штепсельный разъём, соединительные панели, розетка).

Реле РС502 после пуска основного двигателя и возбуждения генератора оказывает воздействие на тяговое реле стартера СТ212-Б и отключает его. Данное реле предохраняет стартер от недопустимо высоких оборотов якоря, в том случае, когда запоздали отпустить кнопку включения после пуска двигателя. На тракторах, снабжённых пусковым двигателем, реле РС502 входит в состав цепи тягового реле стартера СТ353 и предназначено для разгрузки включателя ВК38-Б от чрезмерно большого тока.

Помимо этого реле РС502 препятствует включению стартера на пусковом двигателе во время работы двигателя. Данное реле располагается на щитке приборов.

Прерыватель РС57-В отвечает за функционирование двухсторонних фонарей (указатели поворотов). Кожух закрывает механизм прерывателя, а на круглой изоляционной панели имеются выводные клеммы. К одной клемме подсоединяется провод от переключателя П118, к другой клемме подводится питание.

В состав механизма прерывателя входят:

— электромагнит;

— подвижный контакт на упругой пластинке.

Нихромовая проволока (состоящая из двух участков, прямолинейного и спирального, в виде пружины), прикреплённая к контакту, в холодном состоянии оттягивает подвижный контакт от электромагнита. Когда прерыватель включён, происходит нагрев нихромовой проволоки и увеличение длины её прямолинейного участка – при этом электромагнит притянет пластинку подвижного контакта. В этом случае ток начнёт поступать к сигнальным лампам, минуя спиральный участок проволоки – лампы загорятся полным накалом. Остывая, прямолинейный участок проволоки оттянет пластинку и разомкнёт контакты – накал уменьшится. Повторение данного цикла происходит на протяжении всего времени включения переключателя П118. Частота мигания сигнальных ламп при напряжении 11,5-12,5 В при температуре +20 — -10 град. Цельсия изменяется в интервале 45-160 в минуту. При температуре +20 град. Цельсия и напряжении 12,5 В время от момента включения электроцепи до возникновения вспышки не должно превышать двух секунд.

Прерыватель РС57-В установлен на щитке приборов, а его рабочее положение – клеммами вниз.

Включение звукового сигнала, стартера пускового двигателя и выключение магнето осуществляется включателями ВК38-Б либо ВК32-2 кнопочного типа. Ход кнопки составляет 7 мм, усилие включения 0,5-2,5 кг. Данные включатели расположены на щитке приборов. На панели имеются две клеммы: одна из них соединяется с массой, другая с сигналом С56-Г или реле стартера либо магнето.

Переключатель П57 перекидного типа имеет три положения: крайние положения – ВКЛЮЧЕНО;

среднее положение – ВЫКЛЮЧЕНО.

Два переключателя данного типа расположены на щитке приборов: первый – для включения передних фар, второй – для включения задней фары либо фонаря номерного знака и габаритных огней в фонарях ПФ201, третий (установлен на кабине) – для включения плафона и вентилятора.

Переключатель П118 (установлен на щитке приборов) предназначен для включения световых сигналов указателей поворотов в фонарях ПФ201. Правый/левый фонарь включается путём перевода рукоятки из среднего положения в правую/левую сторону. Панель переключателя снабжена шестью выводными клеммами:

— клемма 1 – свободна;

— клемма 2 – свободна;

— клемма 3 – присоединён стоп-сигнал;

— клемма 4 – присоединён левый указатель поворотов;

— клемма 5 – присоединён правый указатель поворотов;

— клемма 6 – присоединено реле РС57-В.

Включатель ВК317 (двухпозиционный поворотного типа) служит для подвода тока к свече накаливания и контрольному элементу ПД51. При осуществлении поворота рукоятки на 60 градусов влево от вертикальной оси происходит замыкание электроцепи, питающей свечу накаливания. После снятия усилия с рукоятки пружина возвращает её в вертикальное положение. Данный включатель смонтирован на щитке приборов только у тракторов с пусковым двигателем.

Включатели ВК316-Б устанавливаются (вместо ВК317) на щитке приборов у тракторов со стартерами СТ212-Б. При повороте съёмного ключа рукоятки влево на 45 градусов включается свеча накаливания и контрольный элемент, при повороте влево ещё на 45 градусов включается стартер. К клемме «+» — подсоединяется стартер, к клеммам «СТ» – реле РС502, к клемме «С» — контрольный элемент ПД51.

Включатель ВК318-Б (нажимного типа) смонтирован в цепи провода, соединяющего «-» аккумуляторной батареи с «массой» трактора. Включатель предназначен для предохранения батареи от утечки тока при неработающем двигателе и отъединяет потребители при неисправности в электроцепи и в аварийных случаях. Включатель ВК318-Б устанавливается в кабине трактора на задней стенке аккумуляторного ящика.

Предохранитель ПР2 термобиметаллический с однократным размыканием при перегрузке либо коротком замыкании в цепях приборов освещения, сигнализации и вентиляции кабины.

Биметаллическая пластина прижата к контактам выводных клемм и замыкает цепь. При прохождении через пластину тока более 20 А происходит её нагрев и выгибание, размыкание контактов и отключение потребителей электроэнергии. Замыкание контактов производится кнопкой. При помощи регулировочного винта устанавливается первоначальный прогиб биметаллической пластины, а значит и величина тока, при которой размыкаются контакты. Предохранитель ПР2 расположен на щитке приборов.

Панели ПС2 и ПС4 служат для соединения проводов и их ответвлений. Корпуса данных панелей выполнены из пластмассы, в которую запрессованы винтовые клеммы.

К штепсельной розетке 47К подключается переносная лампа ПЛТМ-4. Одна клемма розетки соединяется с клеммой «Б» на реле-регуляторе, другая – с «массой». Розетка расположена на передней стенке кабины.

Штепсельный разъём ПС300 предназначен для соединения электроцепей трактора и прицепа. Контактные гнёзда в розетке разъёма закрыты крышкой с пружинным замком. В случае отрыва прицепа либо орудия крышка освобождает вилку, не допуская обрыв проводов.

Клеммы на розетке и вилке обозначаются римскими цифрами. Клемма «массы» обозначается буквой «М». К клемме «1» присоединяется стоп-сигнал. К клемме «2» присоединяется указатель левого поворота. К клемме «3» подключается звуковой сигнал для двусторонней сигнализации с прицепного орудия на трактор и с трактора на орудие либо на прицеп. К клемме «4» присоединяется указатель правого поворота. Клемма «5» используется для подключения фары на орудиях либо прицепе. К клемме «6» присоединяется освещение номерного знака. Штепсельный разъём ПС300 смонтирован сзади на боковине крыла.

Добавочное сопротивление СЭ52 располагается на щитке приборов и включается включателем ВК316-Б либо ВК317 одновременно со свечой накаливания и закорачивается вместе с контрольным элементом при включении стартера СТ212-Б. Допустимая продолжительность включения добавочного сопротивления СЭ52 не должна превышать одной минуты.

1*

Яндекс.Метрика