У тракторов «Беларусь» (МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л) задний вал отбора мощности (ВОМ) [рис. 1] может иметь независимый либо синхронный привод.
Рис. 1. Задний вал отбора мощности тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л.
1) – Кнопка рычага;
2) – Рычаг управления;
3) – Рычаг;
4) – Защёлка рычага;
5) – Сектор;
6) – Тяга;
7) – Пружина;
8) – Стакан пружины;
9) – Рычаг валика;
10) – Крышка регулировочного окна;
11) – Регулировочный винт;
12) – Технологический болт;
13) – Сателлит;
14) – Ось сателлита;
15) – Ось тормозной ленты;
16) – Колпак;
17) – Задняя крышка;
18) – Тормозная лента;
19) – Барабан тормоза выключения;
20) – Барабан тормоза включения;
21) – Солнечная шестерня;
22) – Водило;
23) – Коронная шестерня;
24) – Пружинный фиксатор;
25) – Муфта переключения;
26) – Ведущая шестерня II ступени редуктора;
27) – Внутренний вал.
Независимый привод вала отбора мощности «Беларусь» (МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л) осуществляется от маховика основного ДВС через пару цилиндрических шестерён, которые расположены в корпусе муфты сцепления, внутренний вал (27), муфту переключения (25) и планетарный редуктор. Для формирования синхронного привода муфта переключения разъединяется с внутренним валом и соединяется с ведущей шестернёй (26) второй ступени редуктора КПП. Переключение вала отбора мощности с независимого привода на синхронный либо в нейтральное положение выполняется специальной рукояткой (3), которая расположена на полике кабины.
Планетарный редуктор размещён в корпусе заднего моста и включает в себя ведущую коронную шестерню (23), зацепляющиеся с ней сателлиты (13), которые установлены на осях (14) в водиле (22), изготовленном заодно с хвостовиком вала отбора мощности, и солнечную шестерню (21), соединённую с тормозом (20). Второй тормоз (13) смонтирован на водиле и предназначается для принудительной остановки хвостовика. Солнечная шестерня, водило, тормозные барабаны с лентами (18) установлены в специальной крышке (17). Один конец тормозных лент крепится к неподвижной оси (15), а второй, посредством системы рычагов и тяг, связан с рычагом управления (2), который расположен под правой рукой тракториста.