Поршневые кольца двигателя внутреннего сгорания


* * *

Классификация поршневых колец по назначению:

1) – Компрессионные (уплотнительные) поршневые кольца;

2) – Маслосъёмные (маслосбрасывающие) поршневые кольца.

Компрессионные поршневые кольца устанавливаются с целью предотвращения прорыва в картер газов во время протекания процессов сжатия и расширения. Помимо этого, они также предназначены для передачи тепла от поршня к цилиндру.

Маслосъёмные поршневые кольца используются для удаления с рабочей поверхности цилиндра излишка масла, а также для предотвращения попадания масла в камеру сгорания.

В свободном состоянии диаметр поршневого кольца в свободном состоянии больше, чем диаметр цилиндра, поэтому в процессе установки поршневое кольцо плотно прижимается к стенкам цилиндра. В канавке кольцо формирует лабиринтное уплотнение с малым зазором. Попадая из надпоршневого пространства в данный лабиринт, газы снижают свою скорость и давление и прижимают кольцо к стенке цилиндра [рис. 1, а)]. Разрез в поршневом кольце называется замком. Замок выполняется косым (под углом 30-45 градусов) либо прямым [рис. 1, б)]. Широкое распространение получили кольца с прямым замком. В рабочем состоянии кольца в цилиндре двигателя всегда должен быть определённый зазор в замке, чтобы поршневое кольцо в процессе нагревания не заклинивалось. Величина данного зазора при установке поршня в цилиндр (для различных двигателей) должна составлять 0,15-0,8 мм.

Схема работы компрессионных поршневых колец

Рис. 1. Схема работы компрессионных поршневых колец.

а) – Схема уплотняющего действия поршневого кольца:

1) – Гильза цилиндра;

2) – Головка цилиндра;

3) – Поршень;

б) – Замок поршневого кольца:

1) – Косой замок;

2) – Прямой замок;

3) – Прямой замок со стопорным винтом;

в) – Торсионное кольцо в свободном состоянии;

г) – Торсионное кольцо в рабочем состоянии;

д) – Компрессионное кольцо с конической наружной поверхностью;

е) – Компрессионное кольцо, имеющее в поперечном сечении форму односторонней трапеции.

Чтобы поршневые кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне также устанавливают по высоте с небольшим зазором (0,045-0,23). Как правило, зазоры в замках, а также по высоте у верхних поршневых колец больше, чем у нижних.

В процессе установки кольца на поршень замки следует располагать на равных расстояниях друг от друга (через 90-120 градусов), чтобы предотвратить образование сплошного канала для газов. Стопорные штифты, вставляемые в замки поршневых колец двухтактных двигателей, препятствуют прокручиванию колец, а также предотвращают касания концом кольца за кромку выпускного либо продувочного окна и их поломку.

17*

Яндекс.Метрика