Механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя внутреннего сгорания свежего заряда, а также выпуска отработавших газов. В зависимости от типа органов, посредством которых происходит сообщение цилиндра двигателя с окружающей средой, механизм газораспределения подразделяется на три типа:
1) – Золотниковый;
2) – Комбинированный;
3) – Клапанный.
Золотниковый механизм газораспределения не получил широкого распространения, несмотря на ряд преимуществ: меньшая шумность работы, лучшие условия охлаждения, возможность обеспечения значительных проходных сечений выпускных и впускных отверстий. Практическое применение золотниковый механизм газораспределения нашёл только в двухтактных двигателях, имеющих контурные и прямоточно-щелевые схемы продувки, где сообщение полости цилиндра с окружающей средой осуществляется через окна в стенке цилиндра, которые открываются и закрываются поршнем.
Комбинированный механизм газораспределения используется вместе с прямоточной клапанно-щелевой продувкой. Через окна в стенке цилиндра поступает свежий заряд, а удаление отработавших газов осуществляется посредством клапанов (двигатели ЯМЗ-206 и ЯМЗ-204).
Клапанный механизм газораспределения является основным типом ГРМ, применяемым в современных автомобильных и тракторных двигателях.