Трактор Т-4А (рис. 1) Алтайского завода относится к типу гусеничных тракторов общего назначения класса 4 тс и рассчитан для работы в сельском хозяйстве в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями на повышенных скоростях. Кроме того, он может быть использован на дорожных, строительных, мелиоративных и других работах в агрегате со специальными машинами либо устройствами.
Рис. 1. Трактор Т-4А
Трактор Т-4А состоит из двигателя, силовой передачи, ходовой части, рабочего и вспомогательного оборудования и механизмов управления (рис. 2).
Рис. 2. Продольный разрез трактора Т-4А:
1) – двигатель, 2) – муфта сцепления, 3) – кабина, 4) – топливный бак, 5) – навесная система, 6) – конечная передача, 7) – ведущее колесо (звёздочка), 8) – планетарный механизм, 9) – коробка передач, 10) – рама трактора, 11) – реверс-редуктор, 12) – карданная передача, 13) – опорный каток, 14) – гусеничная цепь, 15) – балансирная подвеска, 16) – направляющее колесо.
Двигатель (1) преобразует тепловую энергию, которая выделяется при сгорании топлива, в механическую. Энергия двигателя используется для передвижения трактора и агрегатируемых с ним орудий и машин.
Силовая передача передаёт крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам (звёздочкам) и состоит из муфты сцепления (2), промежуточного соединения (карданного вала), реверс-редуктора (11), коробки передач (9), механизма поворота, конечной передачи и вала отбора мощности.
Рама является основой трактора, на ней смонтированы все основные и вспомогательные механизмы.
Ходовая часть преобразует вращательное движение ведущих колёс (7) в поступательное движение трактора. Она состоит из гусениц (14), гусеничных тележек с опорными катками (13), балансирной подвески (15), направляющих колёс (16), поддерживающих роликов. Посредством ведущих колёс и опорных катков (13) трактор перекатывается по гусеницам. Направляющие колёса служат для регулировки натяжения гусениц. Поддерживающие ролики препятствуют провисанию верхних ветвей гусениц.
Навесная система (5), прицепное устройство и ВОМ (вал отбора мощности) служат для соединения трактора с рабочей машиной либо орудием и привода их в действие.
Механизмы управления позволяют изменять скорость и направление движение трактора, останавливать и удерживать его от произвольного движения на подъёмах и спусках, а также управлять работой агрегатируемых машин и орудий.
Все основные и вспомогательные механизмы трактора смонтированы на раме (10). Рама состоит из двух лонжеронов, которые прикреплены к корпусу заднего моста и соединены спереди передним брусом.
Кабина трактора Т-4А металлическая закрытого типа, вентилируемая и обогреваемая, оборудована мягкими сиденьями для двух человек. В кабине смонтированы щиток с контрольными приборами, рычаг управления подачей топлива, педаль управления главной муфтой сцепления, рычаг переключения передач, рычаги и педали управления тормозами механизма поворота, рычаг включения вала отбора мощности, рычаги управления золотниковым распределителем гидросистемы, рукоятка для регулировки количества подаваемого воздуха для обогрева кабины и цепь с рукояткой для управления шторкой водяного радиатора. Кроме того, в кабине имеются бачок с питьевой водой, вещевой ящик, футляр санитарной аптечки, а также ящик с инструментами. Сзади кабины расположен топливный бак (4).
На тракторе установлено электрооборудование, которое обеспечивает стартерный запуск пускового двигателя, освещение пути, навесных либо прицепных машин и орудий, кабины, щитка приборов, а также двухстороннюю звуковую сигнализацию.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидрофицированной навесной системой.
Трактор Т-4А имеет следующие модификации:
Т-4А-С1 – с агрегатами гидравлической навесной системы, основными и выносными силовыми цилиндрами, механизмом для навешивания орудий;
Т-4А-С2 – с таким же оборудованием, что и трактор Т-4А-С1, но без основного и выносных силовых цилиндров и без механизма для навешивания орудий;
Т-4А-С3 – без агрегатов гидравлической навесной системы и механизма для навешивания орудий;
Т-4А-С4 – полностью оборудован, как и трактор Т-4А-С1, агрегатами гидравлической навесной системы, но без выносных цилиндров.