Автомобили и тракторы работают в различных эксплуатационных условиях, в том числе и при повышенной запылённости воздуха, что влечёт за собой загрязнение смазочных материалов и, как следствие, возможное попадание пыли в цилиндры, подшипники и прочие детали двигателя. Абразивные частицы, включающие в свой состав твёрдые продукты износа, сгорания, а также загрязнения (нагар, металлическая стружка, пыль, песок и прочее), вдавливаются коленчатым валом в более мягкий антифрикционный слой подшипника, тем самым образуя в подшипниковом сплаве микрорезцы. В процессе вращения коленчатого вала данные микрорезцы не только разрушают масляную плёнку, но и наносят риски на вал, причём из-за их дробления и скалывания увеличивается нагрев сопряжённых деталей. Всё это приводит к значительному повышению износа деталей, и, как следствие, увеличению зазоров в сопряжениях. Происходит уменьшение клинового смазочного эффекта и даже возможно его исчезновение, которое приведёт к дальнейшему интенсивному износу.
Присутствующие в пыли частицы кварца вызывают максимальный абразивный износ, так как их твёрдость в значительной степени превосходит твёрдость металлов, применяемых в двигателестроении. Только покрытые хромом поверхности имеют твёрдость, которая равна твёрдости кварца. Частицы кварца, вызывающие максимальный износ, имеют размеры, соизмеряемые с зазорами в сопряжениях деталей, то есть 5-20 мкм. В случае попадания пыли с частицами кварца больших размеров износ несколько уменьшается, ввиду того, что крупные частицы не могут попасть в зазоры. Частицы с меньшими размерами легко удаляются смазкой, а также вызывают меньший износ.
В процессе работы двигателя в масле также постепенно накапливаются частицы несгоревшего топлива, вода, продукты окисления масла, сажа и прочее. Поэтому к сорту масел, применяемых в смазочных системах двигателей, и качеству их очистки предъявляются специальные требования. Для смазывания допускается использование только специальных высококачественных моторных масел с повышенной степенью очистки.