Механизм храповой муфты свободного хода стартера СТ142 закреплён в корпусе (5) [рис. 1, б)] замковыми кольцами (2) и (10). Сразу после пуска двигателя храповая муфта свободного хода разъединяется и удерживается в таком состоянии механизмом блокировки. В состав механизма блокировки входит три текстолитовых сухаря (12), которые свободно установлены на трёх штифтах (11), стальное конусное кольцо (9) и резиновое демпфирующее кольцо (4).
Рис. 1. Стартер СТ142.
А) – Общий вид стартера;
1) – Опора среднего подшипника;
2) – Подшипник;
3) – Якорь;
4) – Корпус;
5) – Крышка;
6) – Коллектор;
7) – Фильц;
8) – Щётка;
9) – Траверса;
10) – Обмотка возбуждения;
11) – Перемычка;
12) – Контактный болт;
13) – Зажим обмоток реле;
14) – Крышка реле;
15) – Контактный диск;
16) – Обмотка реле;
17) – Корпус реле;
18) – Якорь реле;
19) – Резиновый сильфон;
20) – Рычаг;
21) – Эксцентриковая ось;
22) – Привод;
23) – Крышка со стороны привода;
24) – Упорная шайба;
25) – Армированная манжета;
26) – Резиновый уплотнитель;
Б) – Привод с храповой муфтой;
1) – Направляющая втулка;
2) – Замковое кольцо;
3) – Втулка отводки;
4) – Резиновое кольцо;
5) – Корпус;
6) – Стальная шайба;
7) – Пружина;
8) – Ведущая полумуфта;
9) – Конусное кольцо;
10) – Замковое кольцо;
11) – Штифт;
12) – Сухарь;
13) – Ведомая полумуфта;
14) – Бронзовая втулка;
15) – Направляющая втулка;
16) – Храповые зубья.
На сухарях предусмотрены наружные конические фаски, которыми они опираются на внутреннюю коническую поверхность стального кольца (9), установленного в ведущей полумуфте. Сухари (12) прижимаются кольцом (9) к направляющей втулке (15).
При передаче крутящего момента от вала якоря к венцу маховика (посредством направляющей резьбы втулки) создаётся осевое усилие, которое прижимает ведущую полумуфту к ведомой. После пуска двигателя ведомая полумуфта приводится во вращение от венца маховика с частотой, превышающей частоту вращения ведущей полумуфты, и своими зубцами направляет ведущую полумуфту вперёд, сжимая пружину (7). Кольцо (9) при этом отводится от соприкосновения с сухарями (12). Сухари перемещаются вдоль штифтов (11) под воздействием центробежной силы и, прижимаясь к кольцу (9), блокируют муфту в расцепленном состоянии. Износа зубцов при этом не происходит.
После выключения стартера СТ142 пружина (7) снова прижмёт ведущую полумуфту к ведомой, а кольцо (9) вернёт сухари в исходное положение.
Если при вводе шестерни привода в зацепление с венцом маховика зубья попадают один на другой, корпус (5) вместе с втулкой (1) продолжают движение по шлицам вала. При этом пружина (7) сжимается, а ведущая полумуфта (8), поворачиваясь на ленточной резьбе втулки на угол до 30 градусов, обеспечивает зацепление шестерён.
Храповая муфта свободного хода, в отличие от роликовой, подлежит разборке с целью замены изношенных деталей.