Поворот нефиксированным радиусом (трактор Т-150) выполняется за счёт использования системы рычагов рулевого колеса. Внутри рулевой колонки размещён вал, на верхнем конце которого смонтировано рулевое колесо (2) [рис. 1], а на нижнем посредством шпонки и стопорного болта – поводок (33) с выступом типа «ласточкин хвост». При поворотах рулевого колеса поводок действует на один из рычагов (32) и (34). Рычаги шарнирно, посредством полусферических пальцев (36), насаженных на конусных хвостовиках в рычагах и сферических сухариках, запертых коническими пружинами в головках тяг, соединены через регулировочные тяги (30) и (31) с удлинёнными рычагами (25) и (26) управления, поперечный вал которого установлен на шаровых опорах кронштейнов кабины.
Рис. 1. Механизм поворота трактора (Т-150).
1) – Рычаги гидрораспределителей;
2) – Рулевое колесо;
3) – Верхняя тяга;
4) – Двуплечие рычаги;
5) – Тяга распределителя;
6) – Рычаг распределителя коробки передач;
7) – Тяга клапана;
8) – Рычаг клапана;
9) – Рычаг клапана;
10) – Тормозной шкив;
11) – Тяга клапана;
12) – Палец-толкатель;
13) – Качающийся рычаг привода тормозов;
14) – Упор;
15) – Регулировочная тяга;
16) – Пружина;
17) – Тормозная лента;
18) – Кронштейн;
19) – Регулировочная гайка;
20) – Траверса;
21) – Рычаг тормозной ленты;
22) – Вертикальная тяга тормоза;
23) – Удлинённый рычаг;
24) – Палец-толкатель;
25) – Удлинённый рычаг;
26) – Удлинённый рычаг;
27) – Палец-толкатель привода левого тормоза;
28) – Рычаг-поводок тормоза;
29) – Тяга;
30) – Тяга управления;
31) – Тяга управления;
32), 34) – Левый и правый рычаги правого и левого бортов соответственно;
33) – Поводок;
35) – Педаль тормоза;
36) – Полусферические пальцы;
37) – Шарики.
Удлинённые рычаги (25) и (26) через регулируемые тяги (7) и (11) связаны с рычагами (8) и (9) золотников клапанов плавного снижения давления в соответствующем борте коробки передач. Чтобы не произошло одновременного включения гидроподжимных муфт обоих бортов, используется замковый механизм. В его основе лежат три шарика (37), которые свободно входят в отверстия поводка (33). При повороте рулевого колеса поводок упирается в рычаг (34) и поворачивает его, а шарики вытесняются неподвижным рычагом и стопорят поводок с подвижным рычагом. Происходит поворот рулевого колеса с застопоренным поводком и рычагом в нужную сторону. При возвращении в исходное положение шарики входят в углубление неподвижного колеса и освобождают подвижный рычаг от поводка.