В автомобиле ГАЗ-53А применена конструкция рулевого механизма червяк-ролик [рис. 1, А)].
Рис. 1. Элементы рулевого управления.
А) – Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А;
Б) – Шаровой шарнир рулевой тяги;
В) – Шаровой шарнир рулевой тяги;
Г) – Шаровой шарнир рулевой тяги;
1) – Стопорная шайба;
2) – Хвостовик вала сошки;
3) – Винт;
4) – Гайка;
5) – Штифт;
6) – Сальник;
7) – Вал;
8) – Сошка;
9) – Гайка;
10) – Вал;
11) – Трубка;
12) – Подшипник;
13) – Глобоидальный червяк;
14) – Ось ролика;
15) – Подшипник;
16) – Ролик;
17) – Распорная втулка;
18) – Кривошип;
19) – Картер;
20) – Подшипник;
21) – Подшипник;
22) – Сальник;
23) – Пружина;
24) – Прокладка;
25) – Крышка картера;
26) – Металлический вкладыш;
27) – Пружина;
28) – Пробка;
29) – Шаровой палец;
30) – Маслёнка;
31) – Нижний вкладыш из полиамида;
32) – Верхний вкладыш из полиамида.
Глобоидальный червяк (13) напрессован на конце рулевого вала (10), на противоположном конце которого закреплено рулевое колесо. Червяк (13) опирается на конические роликоподшипники (12) и (21). В зацеплении с червяком находится трёхгребневой ролик (16), который посажен на двух игольчатых подшипниках (15) и (20). Ось (14) ролика закреплена в вильчатом кривошипе (18) вала (7) сошки (8). Картер (19) рулевого механизма прикреплён к левому лонжерону рамы посредством болтов. Рулевой вал (10) выполнен пустотелым и внутри него проходит провод звукового сигнала, выходя через трубку (11) наружу. Между трубкой и валом установлен сальник (22), который поджат пружиной (23). Вал (7) сошки уплотнён сальником (7). Сошка крепится на конических шлицах вала посредством гайки (9). На валу выполнены сдвоенные шлицы, которые обеспечивают правильность установки сошки под заданным углом. На картере рулевого механизма имеются выступы, являющиеся упорами для ролика при повороте в крайние положения на угол 45 градусов от среднего.