Приёмник масляного насоса, который установлен в масляном картере, снабжён сеткой (5) [рис.15], закреплённой на кольце (6) и резьбовой обойме (2), которая навёрнута на резьбовую втулку (3), приваренную к крышке (1).
Рис. 15. Приёмник масляного насоса трактора Т-40.
1) – Крышка;
2) – Обойма;
3) – Втулка;
4) – Магнит;
5) – Сетка;
6) – Кольцо;
7) – Всасывающая трубка.
Сетка вместе с крышкой устанавливается в масляном картере и её можно вынимать. В крышке вмонтирован магнит (4). Масло, проходя через сетку, омывает магнит, который отбирает из масла металлические частицы.
Масляный насос шестерёнчатого типа крепится к переднему листу в передней части масляного картера. В корпусе (3) [рис.16] размещаются шестерни (6) и (7). Шестерня (7), которая свободно вращается на оси (10), запрессованной в корпус, зацеплена с шестерней (6). Ось шестерни (6) вращается в двух втулках (9), одна из которых запрессована в корпус (3), а другая – в крышку (8). На наружном конце валика (5) укреплена ведомая шестерня (2) привода насоса. Вращение рабочих шестерен насоса осуществляется через эту шестерню от шестерни, которая установлена на коленчатом валу двигателя. Шестерни в корпусе насоса делают по 2350 об/мин при 1600 об/мин коленчатого вала.
Рис. 16. Масляный насос трактора Т-40.
1) – Штифт;
2) – Шестерни привода;
3) – Корпус;
4) – Трубка подвода масла к редукционному клапану;
5) – Валик насоса;
6) – Ведущая шестерня;
7) – Ведомая шестерня;
8) – Крышка;
9) – Втулка;
10) – Ось.
Масло заполняет объёмы, которые ограничены корпусом насоса и впадинами между зубьями, и проносится по периферии на противоположную сторону. Там оно выдавливается из впадин и проходит в трубку (4). Один конец трубки закреплён к корпусу насоса, а другой – к передней стенке картера двигателя. Производительность насоса составляет 33 л/мин при давлении масла на выходе 6 кг/см2 и вязкости масла 20-28 сст.
По мере износа подшипников и увеличения зазоров расход масла через подшипники возрастает, а давление падает. В связи с этим масляный насос имеет запас производительности, достаточный для поддержания необходимого давления в течение всего гарантийного срока работы двигателя.
Допустимое давление масла в подшипниках оценивается по манометру, который присоединяется к каналу на привалочной плоскости корпуса центрифуги перед входом масла в картер двигателя.