Пуск двигателя трактора Т-130М


* * *

Запуск пускового двигателя трактора Т-130М. Перед запуском двигателя необходимо:

1) – открыть кран бензобака;

2) – включить выключатель «массы»;

3) – включить зажигание пускового двигателя;

4) – закрыть воздушную заслонку;

5) – приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора;

6) – с помощью ускорительного насоса карбюратора 2-3 раза подкачать бензин.

Чтобы запустить пусковой двигатель стартером, следует нажать кнопку включения стартера и удерживать её в данном положении (до 5 секунд). В случае если не удаётся запустить с первого раза пусковой двигатель, то попытку нужно повторить через 15-20 с.

Если пусковой двигатель не функционировал более суток, то необходимо перед пуском провернуть 2-3 раза коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки.

Осуществлять запуск пускового двигателя тракторист должен, предварительно заняв на гусенице устойчивое положение (левой рукой следует держаться за ручку, расположенную на крышке капота). Далее пусковая рукоятка надевается на вертикальный валик ручного пуска пускового двигателя. Ручка охватывается правой рукой – все пальцы руки расположены с одной стороны ручки, захват ручки большим пальцем не производится. В данном положении пусковой рукояткой следует медленно проворачивать валик до момента достижения компрессии (почувствуется возрастание усилия), после чего резким рывком повернуть рукоятку. В случае если после этого двигатель не запустился, приём нужно повторить. После 2-3 рывков необходимо приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и продолжить поворачивание валика рывками рукоятки до момента запуска двигателя.

Не только при стартерном пуске, но и при пуске рукояткой не следует проворачивать коленчатый вал пускового двигателя продолжительное время при закрытой воздушной карбюраторной заслонке, так как происходит подача в цилиндры двигателя обогащённой топливом смеси, которая при отсутствии воспламенения смывает смазку со стенок цилиндров, тем самым затрудняя последующий пуск двигателя ввиду отсутствия компрессии.

Прогретый двигатель пускается без подсоса (воздушная заслонка открыта). Только в случае, когда пуск затруднён из-за недостатка топлива, допустим подсос (воздушная заслонка должна быть закрыта).

После начала устойчивой работы пускового двигателя на малых оборотах следует открыть воздушную заслонку. Прогрев двигателя осуществляется на малых, а также средних оборотах, то есть на холостом ходу.

Работа пускового двигателя на холостом ходу требуется для полного распределения его смазки перед загрузкой, а также для прогрева основного дизельного двигателя в процессе предпусковой подготовки.

Запуск дизельного двигателя трактора Т-130М. Основной двигатель запускается работающим пусковым двигателем посредством рукояток, расположенных на блоке управления пусковым двигателем.

При пуске «холодного» дизельного двигателя (при положительных температурах) необходимо установить рукоятку редуктора в положение «земедленно», а рукоятку бендикса в положение «включено», и затем плавно включить рукояткой (21) [рис. 1] сцепление. Проверка вращения коленчатого вала дизельного двигателя происходит по движению стрелки указателя давления масла. Прокручивание коленчатого вала дизеля посредством пускового двигателя должно производиться на «замедленной» передаче (в течение 1 мин). Далее рукоятка сцепления переводится в положение «выключено», а рукоятка (2) редуктора устанавливается в положение «ускоренно», после чего рукоятка сцепления снова переводится в положение «включено».

organy_upravlenija_dvigatelem_i_kontrol'nymi_priborami_traktora_T-130M_ris_1

Рис. 1. Органы управления двигателем и контрольными приборами трактора Т-130М.

1) – Кнопка стартера пускового двигателя;

2) – Рукоятка включения редуктора пускового двигателя;

3) — Рукоятка включения шестерни бендикса пускового двигателя;

4) – Кольцо троса управления шторкой радиатора;

5) – Указатель давления масла в турбокомпрессоре;

6) — Указатель давления масла в смазочной системе двигателя;

7) — Указатель давления топлива;

8) — Указатель температуры воды системы охлаждения дизеля;

9) – Амперметр;

10) – Переключатель плафона и освещения приборов;

11) – Включатель передних фар;

12) – Включатель задних фар;

13) – Включатель зажигания магнето;

14) – Включатель вентилятора-отопителя кабины;

15) – Включатель сигнала;

16) – Щиток приборов;

17) – Указатель засорённости воздушного фильтра дизеля;

18) – Контрольная лампочка аккумулятора;

19) – Лампочка датчика аварийного давления масла в коробке передач;

20) – Рукоятка акселератора;

21) – Рукоятка включения сцепления пускового двигателя;

22) – Педаль деселератора;

23) – Рукоятка тяги краника бензобака пускового двигателя;

24) – Рукоятка тяги дроссельной заслонки карбюратора пускового двигателя;

25) – Рукоятка декомпрессора дизеля;

26) – Рукоятка тяги воздушной заслонки карбюратора пускового двигателя.

На ускоренной передаче коленчатый вал дизельного двигателя необходимо прокручивать пусковым двигателем порядка 1-2 мин. У нормально подготовленного к пуску дизельного двигателя прокручивание коленчатого вала на ускоренной передаче происходит без снижения (заметного, на слух) частоты вращения пускового двигателя. Если снижение частоты вращения пускового двигателя очевидно, то коленчатый вал следует прокручивать на замедленной передаче.

Проверка готовности дизельного двигателя к пуску происходит по перемещению стрелки указателя давления масла турбокомпрессора.

Рукоятка (25) механизма декомпрессора устанавливается в положение «работа», после чего продолжают прокручивание коленчатого вала пусковым двигателем. При достижении указателем давления масла в турбокомпрессоре значения 1 кгс/см2 (98 кПа) необходимо включить подачу топлива, путём установки рукоятки акселератора в среднее положение.

Точное соблюдение указаний по запуску приводит к пуску дизельного двигателя в момент, когда включается подача топлива.

При начале работы дизельного двигателя происходит автоматическое отключение бендикса. После этого нужно перевести рукоятку сцепления пускового двигателя в положение «выключено». Далее следует постепенно снижать обороты пускового двигателя (до минимальных) и останавливать его путём закрытия крана бензобака и выключения зажигания.

Запрещается выключение зажигания в процессе работы пускового двигателя на максимальных оборотах.

Запуск тёплого дизельного двигателя осуществляется установкой рукоятки редуктора в положение «ускорено», а рукоятки бендикса —  в положение «включено», после чего плавно включается сцепление, а рукоятка механизма декомпрессора устанавливается в положение «работа». Прокручивание коленчатого вала дизельного двигателя производится на ускоренной передаче, а при достижении указателем давления масла турбокомпрессора значения в 1 кгс/см2 (98 кПа) подачу топлива выключают.

После начала работы дизельного двигателя осуществляют выключение сцепления и остановку пускового двигателя, аналогично пуску «холодного» двигателя при положительной температуре.

При отрицательной температуре дизельный двигатель запускается после предварительного прогрева масла и воды посредством предпускового подогревателя ПЖБ-400Б. Необходимо закрыть сливные краны блока двигателя и котла подогревателя, а также открыть пробки заливной горловины водяного радиатора, трубы подогревателя и сливной кран радиатора. В процессе работы подогревателя следует закрыть заслонку отопителя кабины.

Пуск подогревателя ПЖБ-400Б осуществляется посредством открытия крана бензобака, включения выключателя массы, открытия заслонки вентилятора и прокручивания крыльчатки (вручную). Далее котёл продувается, для чего ручка переключателя переводится сначала в положение «продувка» (включение вентилятора на 10-15 с), а затем в «нейтральное» положение.

Воздушная заслонка вентилятора приоткрывается до образования 5-10 мм щели для прохода воздуха.

Чтобы смочить фитиль горелки бензином следует полностью вытянуть ручку переключателя на себя (в положение «работа») на 15-30 сек., одновременно с этим происходит включение электродвигателя вентилятора и открытие электромагнитного клапана. После этого ручка переключателя устанавливается в «нейтральное» положение и производится включение свечи накаливания (контрольная спираль, расположенная на щитке управления, накаливается до ярко-красного цвета). Через 30-60 сек. ручку переключателя необходимо перевести в положение «работа».

Свеча накаливания должна быть выключена после того, как в котле подогревателя начнёт гудеть пламя. Полное открытие заслонки вентилятора производится при устойчивой работе подогревателя (гул равномерный). Если по каким-либо причинам подогреватель не заработал, то запуск следует повторить.

После запуска подогревателя ПЖБ-400Б, через 10-15 сек., необходимо залить 7-8 л воды в заливную трубку. Если температура окружающей среды -20 град. Цельсия (253 К) и ниже, то заливка воды в котёл производится через 1 мин после запуска подогревателя. Далее пробка заливной трубы закрывается и двигатель прогревается до обильного парообразования из горловины радиатора. После этого сливной кран радиатора закрывается, и систему охлаждения заполняют водой посредством заливной трубы подогревателя. По завершении заполнения системы ввёртывается пробка заливной трубы подогревателя, заливная горловина водяного радиатора также закрывается пробкой, и прогрев двигателя продолжается до +40 град. Цельсия (313 К) по указателю.

Чтобы прекратить работу подогревателя необходимо выключить подачу топлива в камеру сгорания путём перевода ручки переключателя в положение «продувка».

Через 1-2 мин следует выключить вентилятор посредством перевода ручки переключателя в «нейтральное» положение и закрытия крана бензоотстойника и воздушной заслонки.

По завершении прогрева осуществляется запуск пускового и дизельного двигателей.

Проверка работы дизельного двигателя трактора Т-130М. После того как пусковой двигатель остановлен, необходимо снизить до минимально устойчивых оборотов частоту вращения дизельного двигателя и прогреть его в течение 3 мин (плавно увеличивая частоту вращения). Далее прогрев двигателя происходит при максимальной частоте вращения (без нагрузки).

Двигатель считается прогретым, а также готовым к эксплуатации, когда температура воды в системе охлаждения достигнет +40 град. Цельсия (313 К), давление масла в масляной системе дизеля  2-3,5 кгс/см2 (196-343 кПа), а в масляной системе турбокомпрессора – 1-3 кгс/см2 (98-294 кПа).

Запрещена эксплуатация дизельного двигателя на минимальных (холостых) оборотах более получаса при температуре воды ниже +70 град. Цельсия (343 К).

Регулировка температуры воды в системе охлаждения осуществляется шторкой радиатора, а в зимнее время ещё и клапаном утеплительного чехла.

13*

Яндекс.Метрика