Через сверления в верхней крышке (6) [рис. 1] воздух поступает в корпус инерционной головки, где он попадает на лопасти крыльчатки (5), которые направляют его вниз (по спирали). Тяжёлые частицы пыли в процессе данного движения отбрасываются к внутренней стенке корпуса (под действием центробежной силы) и опускаются на донышко (4) (под действием силы тяжести). Отсюда частицы пыли выбрасываются наружу через прорези (8).
Рис. 1. Воздухоочиститель двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Замок;
2) – Корпус воздухоочистителя;
3) – Головка воздухоочистителя;
4) – Донышко;
5) – Крыльчатка;
6) – Крышка;
7) – Барашковая гайка;
8) – Прорезь;
9) – Хомут;
10) – Внутренняя труба;
11) – Уплотнительное кольцо;
12) – Обойма;
13) – Корпус кассеты;
14) – Фильтрующие элементы;
15) – Обойма;
16) – Уплотнительное кольцо;
17) – Пружина;
18) – Замковая шайба;
19) – Отверстие;
20) – Ванна;
21) – Поддон;
22) – Отверстие.
Инерционная головка надевается на трубу (10) и крепится хомутом (8). В головке происходит удаление из воздуха наиболее тяжёлых частиц пыли. Из инерционной головки воздух проходит по трубе (10) в ванну (20), которая заполнена маслом и приварена к поддону (21). Здесь воздух ударяется в масло, после чего резко меняет направление. Часть пыли и прочих загрязнений оседает в масле, которое уносится (частично) на кассету, оснащённую тремя фильтрующими элементами (14), выполненными из пенополиуретана. Вместо него в ванну через отверстие (22) подаётся масло из поддона. На смоченных маслом фильтрующих элементах оседает паль, которая затем стекает в поддон вместе с маслом. Данная циркуляция масла продолжается до того момента, пока масло не загрязнится так сильно, что прекратится его забрасывание воздухом на фильтрующие элементы.
Через отверстия (19) происходит поступление масла в ванну, если отверстие (22) засорилось. Данная схема не допускает переполнение поддона маслом и его унос в цилиндры.
Фильтрующие элементы выполнены в форме дисков различной плотности и толщины, которые надеты на корпус (13) кассеты и зажаты между обоймами (12) и (15) с сетками. Собранная кассета надевается на трубу (10) воздухоочистителя и поджимается снизу к малому уплотнительному кольцу (11) посредством пружины (17). Пружина (17) удерживается в сжатом состоянии за счёт замковой шайбы (18), снабжённой выступами, входящими в прорезь на трубе воздухоочистителя. Воздух выходит из кассеты в головку (3) воздухоочистителя, а потом направляется по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя. Достижение уплотнения между корпусом воздухоочистителя и фильтрующими элементами происходит за счёт их плотной посадки в корпусе (2). Уплотнение между кассетой и трубой (10) реализуется посредством малого уплотнительного кольца (11), а между поддоном (21) и корпусом (2) — с помощью уплотнительного кольца (16).