При эксплуатации двигателя на стационарных работах для привода различных машин посредством ремённой передачи на трактор может устанавливаться приводной шкив. Он монтируется на крышке редуктора заднего ВОМ, от которого и приводится во вращение.
Механизм шкива представляет собой конический редуктор и размещается в корпусе (5) [рис. 1] и рукаве (1).
Рис. 1. Приводной шкив трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
1) – Рукав шкива;
2) – Регулировочные прокладки;
3) – Вал привода шкива с ведущей конической шестернёй;
4) – Пробка маслозаливного отверстия;
5) – Корпус шкива;
6) – Пробка контрольного отверстия;
7) – Вал шкива с ведомой конической шестернёй;
8) – Груз для балансировки шкива;
9) – Шкив;
10) – Регулировочные прокладки.
В рукаве шкива на подшипниках вращается вал привода с ведущей конической шестернёй (3), снабжённой внутренними шлицами под хвостовик ВОМ.
На валу (7) с ведомой шестернёй, размещённом в корпусе (5) на двух подшипниках, предусмотрен выступающий шлицевой конец, на который посажен шкив. Включение/выключение шкива производится рычагом управления задним ВОМ.
Смазывание деталей механизма приводного шкива происходит путём разбрызгивания масла, находящегося в корпусе. Заливать масло следует в отверстие, закрываемое пробкой (4), до уровня контрольной пробки (6). Приводной шкив унифицирован со шкивом тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
Если работа конической пары шкива проходит с повышенным шумом – это признак увеличенного бокового зазора между зубьями. Уменьшить данный зазор до величины 0,25-0,45 мм можно путём уменьшения количества регулировочных прокладок (2) под фланцами рукава (1) и корпуса (5).