Коробка передач трактора Т-150 [рис. 1] и [рис. 2] – механическая, с шестернями постоянного зацепления, а также персональными гидроподжимными муфтами, обеспечивает восемь скоростей движения трактора вперёд, четыре назад и четыре замедленные скорости. Переключение передач в каждой группе скоростей (рабочих, транспортных и заднего хода) осуществляется на ходу, без остановки трактора.
Рис. 1. Коробка передач трактора Т-150 (продольный разрез).
1) – Промежуточный вал;
2) – Шестерня постоянного зацепления четвёртой передачи;
3) – Шестерня постоянного зацепления первой передачи;
4) – Зубчатая втулка;
5) – Первичный вал;
6) – Ведущая шестерня рабочего ряда;
7) – Зубчатая муфта;
8) – Блок шестерён удвоителя;
9) – Шестерня привода вала заднего хода;
10) – Корпус коробки передач;
11) – Шестерня постоянного зацепления третьей передачи;
12) – Шестерня постоянного зацепления второй передачи;
13) – Вторичный вал;
14) – Шестерёнчатый двухсекционный насос;
15) – Шестерня третьей передачи;
16) – Задняя гидроподжимная муфта;
17) – Шестерня второй передачи;
18) – Шестерня первой передачи;
19) – Передняя гидроподжимная муфта;
20) – Шестерня четвёртой передачи;
21) – Гайка;
22) – Золотник распределителя;
23) – Распределитель.
За счёт наличия пары выходных валов со смонтированными на них гидроподжимными муфтами и тормозами ленточного типа КПП даёт возможность производить поворот трактора Т-150.
Рис. 2. Коробка передач трактора Т-150 (разрез по первичному валу и валу заднего хода).
1) – Шестерня привода вала заднего хода;
2) – Подвижная шестерня включения дополнительного ходоуменьшителя;
3) – Вал заднего хода;
4) – Подвижный блок включения заднего хода и ходоуменьшителя;
5) – Валик переключения рядов;
6) – Пружина;
7) – Фиксатор;
8) – Валик блокировки;
9) – Пробка;
10) – Ограничительный штифт;
11) – Рычаг переключения рядов;
12) – Кулиса;
13) – Пробка;
14) – Ограничительный штифт;
15) – Крышка корпуса коробки передач.
К задней стенке корпуса коробки передач трактора Т-150 прикреплён задний картер [рис. 3], в котором располагаются приводы к насосам гидравлических систем коробки передач и заднего навесного устройства, а также устройство для отключения от дизеля независимого привода ВОМ.
Рис. 3. Картер заднего моста трактора Т-150.
1) – Промежуточный вал ВОМ;
2) – Соединительная муфта привода ВОМ;
3) – Промежуточная шестерня привода насоса;
4) – Шестерня привода насоса;
5) – Насос;
6) – Муфта включения ВОМ;
7) – Фланец;
8) – Валик включения ВОМ;
9) – Подвижная шестерня включения насоса гидравлической системы;
10) – Валик включения насоса гидравлической системы;
11) – Рычаг.
На передней стенке корпуса коробки передач трактора Т-150 размещаются распределители (с механизмом переключения гидроподжимных муфт) и перепускные клапаны гидросистемы. Снизу корпус КПП закрывает гидропанель, объединяющая заборный и нагнетательный фильтры, гидроаккумулятор, клапаны плавного сброса давления, а также крышки каналов согласно гидравлической схеме. С обеих сторон на гидропанели расположены валики управления клапанами плавного сброса давления гидроподжимных муфт.
На крышках корпуса КПП и заднего картера размещены механизмы переключения рядов, а также включения гидравлического насоса и наладки вала отбора мощности.
На первичном валу коробки передач трактора Т-150 установлены:
1) – ведущая шестерня рабочего хода (на втулке);
2) – блок шестерён ускоренного рабочего ряда и ходоуменьшителя (на подшипниках);
3) – зубчатая втулка рядов (по ней скользит муфта включения) и шестерня привода вала заднего хода (на шлицах). На шлицах промежуточного вала смонтированы шестерни постоянного зацепления с шестернями включения рядов от первичного вала и с шестернями вторичных валов.
В коробке передач трактора Т-150 имеется пара вторичных валов. Комплекты левого и правого валов аналогичны. Каждый включает в себя вал, четыре попарно объединённые в двух барабанах гидроподжимные муфты и четыре шестерни, установленные на подшипниках. К ступицам, которые надеты на задние хвостовики вторичных валов, крепятся тормозные барабаны, а также ведущие вилки карданных передач. На шлицах вала заднего хода [рис. 2] неподвижно посажена шестерня постоянного зацепления привода от первичного вала и подвижный блок включения ходоуменьшителя и заднего хода.
От двигателя вращение передаётся через муфту сцепления и первичный вал – на промежуточный вал. Муфточка на первичном валу служит для включения ряда рабочих и ускоренных передач, а ряд ходоуменьшителя включается путём введения подвижной шестерни вала заднего хода в зацепление с блоком, который стоит на подшипниках на первичном валу. Включение рада скоростей заднего хода осуществляется посредством введения блока вала заднего хода в зацепление с передней шестернёй промежуточного вала.
От промежуточного вала, чьи шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичных валов КПП, при включении соответствующих гидромуфт вращение передаётся на вторичные валы. Наличие четырёх пар шестерён и, соответственно, четырёх гидромуфт даёт возможность получения четырёх передач в каждом из режимов вращения промежуточного вала.
При включении одноимённых муфт на обоих вторичных валах – трактор Т-150 движется прямолинейно. В случае включения на вторичных валах муфт различных передач, трактор начнёт поворачивать с фиксированным радиусом, чья величина зависит от сочетания включённых передач на левом и правом вторичных валах. Этого удаётся достичь за счёт изменения положения рычагов на распределителе гидравлической системы при непосредственном воздействии на рычаги, которые выходят над рулём в кабине. При выключении гидроподжимной муфты на одном вторичном валу – трактор поворачивает с нефиксированным радиусом. Если при этом произвести затягивание тормоза выключаемого борта, то трактор станет поворачивать с радиусом, равным своей поперечной базе.
Плавное выключение гидроподжимной муфты с достижением заданной величины пробуксовки производится путём воздействия на клапан плавного выключения соответствующего борта.
Смазывание валов и шестерён коробки передач трактора Т-150 происходит за счёт разбрызгивания очищенного масла, которое поступает из бака гидросистемы через трубку с отверстиями, размещённую в верхней части КПП.
Вторичный вал снабжён пятью продольными сверлениями: четыре служат для подвода масла от распределителя непосредственно к бустерам гидроподжимных муфт, а один центральный канал задействован для подачи масла на смазку. На переднем хвостовике вала имеется десять кольцевых канавок с установленными в них чугунными кольцами, которые обеспечивают уплотнение в процессе подачи масла под давлением (от распределителя к гидромуфтам).
Гидроподжимные муфты трактора Т-150 собраны попарно в барабанах [рис. 4], смонтированных на шлицах вторичного вала. На каждом барабане (с двух сторон) выполнены кольцевые полости, куда установлены подвижные поршни. Для уплотнения сопряжения поршень-барабан применены внутреннее резиновое кольцо и наружное разрезное чугунное кольцо. Пазы, прорезанные на наружной поверхности барабана, служат для установки ведомых стальных дисков с наружными шлицами. Ведущие диски с металлокерамическими накладками и внутренними шлицами расположены в промежутках между ведомыми дисками. Они сопрягаются с зубчатыми венцами шестерён, которые установлены на подшипниках вторичных валов. Упорный диск и стопорное кольцо замыкают комплект ведущих и ведомых дисков.
Рис. 4. Гидроподжимная муфта трактора Т-150.
1) – Шестерня первой либо второй передачи;
2) – Нажимная втулка;
3) – Стопорное кольцо;
4) – Шарикоподшипник;
5) – Втулка;
6) – Уплотнительное резиновое кольцо;
7) – Кольцо;
8) – Проставочное кольцо;
9) – Пружина;
10) – Упорный диск;
11) – Стопорное кольцо;
12) – Ведущий диск;
13) – Ведомый диск;
14) – Поршень;
15) – Уплотнительное кольцо;
16) – Барабан фрикциона;
17) – Шестерня 3 и 4 передачи;
18) – Ведомый диск;
19) – Сливной клапан;
20) – Диск.
Включение муфты осуществляется под давлением масла, которое поступает под поршень по продольным и радиальным сверлениям, выполненным во вторичном валу, от распределителя. Перемещаясь в расточках барабана, поршень сжимает пакет дисков. Выключение муфты происходит путём поворота золотника в положение, при котором полость над поршнем сообщается со сливом. Под воздействием цилиндрических пружин поршень возвращается в своё первоначальное положение. Для переключения гидроподжимных муфт применён распределитель кранового типа.