При пуске карбюраторных двигателей моменты сопротивления, а также частоты вращения коленвала не столь значительны, как при пуске дизельных двигателей. Поэтому дизельные двигатели оснащаются специальными средствами, предназначенными для облегчения пуска.
Для дизельных двигателей используются свечи накаливания, а также факельные подогреватели воздуха.
Для прогрева дизельных двигателей с жидкостным охлаждением применяется подогреватель ПЖБ-200Б [рис. 1].
Рис. 1. Система предпускового обогрева.
1) – Двигатель;
2) – Заливная горловина подогревателя;
3) – Топливный бак;
4) – Электромагнитный клапан;
5) – Регулировочная игла;
6) – Контрольная спираль;
7) – Переключатель;
8) – Электровентилятор;
9) – Топливопроводящая трубка;
10) – Свеча накаливания;
11) – Котёл подогревателя;
12) – Кожух поддона;
13) – Патрубки отвода горячей воды;
14) – Включатель свечи накаливания.
Предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б включает в себя котёл (11), свечи (10) накаливания, трубки (9) подвода топлива к горелке, электровентилятор (8), кожух (12) поддона, патрубок (13) отвода горячей воды, топливный бак (3), электромагнитный клапан (4) и переключатель (7).
При пуске подогревателя ПЖБ-200Б ручку переключателя необходимо переместить на 15-20 сек. в положение (II). При этом произойдёт включение вентилятора, а электромагнитный клапан откроет поступление в камеру сгорания топлива. Далее ручка переключателя устанавливается в положение (0), а включатель (14) свечи накаливания – во включённое положение. От клеммы стартера ток при этом поступает к свече накаливания через контрольную спираль (6). Как только контрольная спираль достигнет светло-красного каления, следует установить ручку переключателя в положение (I). Топливо, которым смочено асбестовое покрытие камеры сгорания, под воздействием свечи накаливания, а также поступающего воздуха – воспламеняется. В котле подогревателя при этом отчётливо слышен гул. После начала горения нужно перевести ручку переключателя в положение (II).
Контрольная спираль используется исключительно для разжигания котла, максимальное время нахождения её под током не должно превышать 45 с.
Жидкость, нагретая в котле, поступает в двигатель согласно схеме [рис. 1] по стрелкам. По завершении прогрева двигателя следует выключить подогреватель путём перемещения ручки переключателя в (I) положение. После того, как прекратится гудение (примерно 1-2 мин), ручку нужно перевести в положение (0). Холодный пуск дизельных двигателей должен выполняться с применением специальных жидкостей.
Эмульсия пусковой жидкости с воздухом подаётся во впускную трубу при пуске, откуда она и поступает в камеры сгорания. При подаче пусковой жидкости не исключено впрыскивание топлива форсунками: воспламеняясь при сжатии воздуха в цилиндре, пусковая жидкость облегчает воспламенение дизельного топлива.